Почему Сирия — не Ливия?

“Это преступление! Где же мир? Неужели никто этого не видит?», — кричал в телефонную трубку, сквозь грохот стрельбы, житель сирийского города Хама, дозвонившийся в бюро агентства АР. Но мир видел – на экранах телевизоров – сначала улицы, заполненные до самого горизонта человеческим морем. А потом кадры, снятые на тех же улицах – танки, стреляющие по жителям города. И даже лозунги на стенах домов можно было успеть прочитать: «Долой Асада и его клику!», но и другие – «Где же вы – ООН, НАТО, защитники прав человека?». Мир видел – но ничего не предпринимал. «Позор всем нам!» — написал в «Твиттере» бывший глава МАГАТЭ и кандидат в президенты Египта Мохаммед аль-Барадеи.

В Дамаске сторонники президента Асада вывесили плакаты: «Спасибо, Россия, спасибо, Китай!». Москва и Пекин защищают сирийские власти в Совете Безопасности ООН, не дают принять резолюцию, открывающую дорогу к вмешательству по ливийскому образцу. Но дело не только в этом – собственно, и желания вмешиваться в западных столицах не видно.

Отвечая критикам, представительница французского МИДа сказала:
«Ситуации в Ливии и Сирии не одинаковы. Военный вариант не рассматривается». США и ЕС тоже ограничиваются выражениями возмущения и санкциями против отдельных сирийских чиновников.

«У США нет никакой стратегии, кроме как – молиться, чтобы Сирия не стала второй Ливией», – написал в «Уолл-стрит Джорнэл» Эллиот Абрамс, восемь лет отвечавший за ближневосточную политику в американском Совете Национальной Безопасности.

В отличие от Туниса, Египта и Ливии, население Сирии резко поделено по конфессиональному признаку – суннитcкое большинство находится в напряженных отношениях с правящим алавитским, шиитским меньшинством. Если в стране вспыхнет полномасштабная гражданская война, она может оказаться гораздо более страшной и разрушительной, чем в Ливии. Погибнуть могут не тысячи, а сотни тысяч и даже миллионы. В войну может вмешаться и Иран: ведь правительство Сирии – фактически его единственный серьезный союзник в мире, и Тегеран будет биться за то, чтобы сохранить его власть. Если развитие пойдет по такому пути, в конфликт втянутся и другие соседние страны. И тогда Западу и, прежде всего, США придется принимать совсем уже роковые решения. Влезать скоропалительно в чужую кровавую баню, что чревато огромным риском, или игнорировать ее – и в таком случае толкнуть всю разочарованную арабскую молодежь в объятия «Аль-Каиды», которая предлагает свою, по-своему вполне внятную, альтернативу. Видите, говорят исламисты, на Запад полагаться нельзя – только джихад приведет к избавлению от коррумпированных диктаторов.

И еще одна причина, почему западным лидерам не хочется повторять в Сирии ливийский сценарий: и так ведь собственное общественное мнение сомневается в правильности сделанного выбора. Все чаще задается вопрос: да знают ли наши политики, кого поддерживают в Ливии и зачем? Откуда уверенность, что новые власти будут существенно лучше прежних? Многие считают, что надо было предоставить ливийцам самим решать свои проблемы, даже если бы Каддафи залил всю страну кровью.

Тем временем для России все представляется вполне очевидным. Понятно, кого надо поддерживать. Ведь сирийская армия оснащена российским оружием, закупленным на миллиарды долларов. Но эта простота тоже может оказаться обманчивой. Танков много – и все равно их может не хватить. Тем временем в Хаме жгут российские флаги…