Муниципальные собрания становятся бомбой замедленного действия

Весна преподнесла главный политический сюрприз в столице: на прошедших в марте муниципальных выборах треть мест – 500 из 1500 – досталась независимым (зачастую – оппозиционным) кандидатам. Избранные на ближайшие пять лет депутаты московских районов приступили к работе, и тут началось то, чего уже давно нет на федеральном уровне, – реальное политическое противостояние. Фактическая борьба за власть. Эксперты отмечают, что на этом фоне и результаты намеченных на 2014 год выборов в Мосгордуму предсказать будет крайне сложно.

Выборы глав муниципальных собраний некоторых районов обернулись скандалами. К примеру, в Тропарево-Никулино уже два заседания подряд депутаты безуспешно пытаются решить, кого назначить председателем. Народные избранники обвиняют друг друга в хулиганстве и, по некоторым данным, даже кусаются. Пока интриги не дают ни оппозиционным, ни провластным депутатам заняться своими прямыми обязанностями – отстаиванием интересов местных жителей.

Как полагает муниципальный депутат района «Отрадное» Михаил Вельмакин, «бои» начались, потому что засидевшихся на своих местах единороссов наконец-то потревожили представители других партий и движений. Кроме того, борьба за кресло председателя муниципальных собраний часто связана с определенными финансовыми интересами – это единственная должность, которая оплачивается (около 100 тыс. руб. в месяц). «Председатель уходит с основной работы, и это становится единственным и основным источником его дохода, – рассказал «НИ» Михаил Вельмакин. – У него есть свой кабинет рядом с домом, он координирует работу муниципального собрания. Конфликты происходят из-за того, что многие главы собраний депутатов сидят на этих должностях не первый срок. Это ставленники управы, и они предполагают, что будут снова и снова возглавлять муниципальное собрание. Они заранее уверены в своей победе на выборах и даже ничего для нее не предпринимали. Практика прошлых созывов муниципальных собраний показывает, что каких-то вопросов или конфликтов по кандидатуре председателя не возникало».

По словам политолога Валерия Хомякова, на прошедших муниципальных выборах оппозиция выступила неплохо, системщики – чуть лучше, внесистемщики – похуже. «Есть несколько районов, где коммунисты претендуют на пост председателя муниципального собрания, в частности в «Сокольниках», где у них 5 мест из 10, – рассказал «НИ» г-н Хомяков. – Самый успешный, по моим оценкам, округ, где оппозиция получила много мандатов, – Восточный. Здесь у единороссов полный провал во многих муниципальных образованиях. Сейчас они пытаются давить на депутатов оппозиционеров, всячески склоняя их, чтобы они поддержали выдвиженцев от «Единой России». У некоторых, к сожалению, они находят поддержку. В некоторых районах до сих пор боятся проводить первое заседание, на котором избирают председателя, потому что не хотят получить «отлуп» от оппозиционеров. В целом ощущается некоторая нервозность».

Главное сражение, впрочем, ожидается не только и не столько за пост председателя. Большинство независимых депутатов шло на выборы с конкретной программой, которую они теперь намерены реализовывать и которая часто идет вразрез с привычным течением дел в московских муниципалитетах.

Так, депутат района «Черемушки» Алексей Гусев сообщил «НИ», что первоочередной задачей района станет создание «Общественного совета», который будет поддерживать обратную связь с жителями. Кроме того, по словам Гусева, к независимым депутатам района уже обратились жители по вопросам парковки в районе, а также застройки территорий элитным жильем, которое не является муниципальным.

Депутат муниципального образования «Тимирязевский» Сергей Вдовин соглашается, что важнейшей темой для него и его коллег станет предотвращение застройки, которая бы категорически ущемляла интересы и законные права жителей. «В этом созыве в муниципальное собрание избралось больше независимых депутатов, чем обычно, поэтому работать станет легче», – предположил г-н Вдовин.

В районе «Зюзино» избранник Константин Янкаускас намерен сначала разобраться с нарушениями на выборах. «Собираюсь инициировать обсуждение итогов выборов 4 марта в нашем районе, в том числе факта приписки, благодаря которой в депутаты избралась одна из кандидаток от управы, – рассказал «НИ» Янкаускас. – Предложу выразить недоверие ТИК «Зюзино»».

После этого депутат рассчитывает войти в комиссию по развитию района и через нее поднимать вопросы о сносе ветхих пятиэтежек, строительстве новой поликлиники и открытии для жителей Коробовского сада. «По всем вопросам собираюсь делать общественные кампании, со сбором подписей жителей, народными сходами и обращениями к городским властям, – продолжает собеседник «НИ». – А в пятницу у нас пройдет неформальная встреча депутатов из нескольких районов ЮЗАО. Хотим организовать Ассоциацию независимых депутатов юго-запада Москвы, которая смогла бы контролировать деятельность префектуры».

На самом деле муниципальные депутаты в Москве не получают никаких материальных благ (кроме бесплатного проездного на городском транспорте). И полномочий у них тоже не так уж много. Они не принимают участия в распределении жилья очередникам, не проверяют выполнение работ на территории района, их подпись не требуется под актом о приемке этих работ. Депутаты не контролируют процесс создания товариществ собственников жилья, не решают вопросы, связанные с гаражным строительством и со сносом гаражей. То есть на очень многие важные для местных жителей вещи они не могут повлиять.

Однако у народных избранников все-таки есть определенные права. Они могут прийти на публичные слушания и во время информирования муниципального собрания высказать свои пожелания. Депутаты вправе направить запрос или обращение в различные структуры. Хотя эти механизмы не такие уж действенные, они не могут остановить, к примеру, незаконное строительство, не соответствующее интересам жителей. «Механизмов, позволяющих защищать интересы людей, не хватает, – пояснил «НИ» бывший депутат Моссовета, член федерального совета партии «Яблоко» Андрей Бабушкин. – Но говорить о том, что муниципальные депутаты совсем беспомощны, нельзя». Во-первых, они имеют возможность участвовать в деятельности по опеке, попечительству и по осуществлению досугово-спортивной деятельности. Но тут желательно быть хоть каким-то специалистом в данной сфере. Во-вторых, депутаты вправе создать комиссию по вопросам, на которые они не могут повлиять напрямую, и пригласить в нее представителей соответствующих органов власти. В-третьих, муниципальные избранники имеют право публиковаться в районной газете, хотя и для этого нужны определенные условия. По словам г-на Бабушкина, если редактор решит, что тема неинтересна жителям района, депутату могут отказать в размещении материала.

В целом органы местного самоуправления в Москве имеют на порядок меньше полномочий, чем в других субъектах Федерации и на несколько порядков меньше полномочий, чем аналогичные органы в странах Европы. В ближайшее время менять ситуацию, скорее всего, не будут. Председатель комиссии Мосгордумы по государственному строительству и местному самоуправлению Татьяна Портнова сообщила «НИ», что в столице пока будет сохранен тот уровень местного самоуправления, который есть. «На этой неделе мы рассматривали четыре законопроекта, которые приводят в соответствие московское законодательство в связи с присоединением территорий, – заявила г-жа Портнова. – На этих территориях сохранится тот уровень местного самоуправления, который и был, в Москве пока остается свой. По расширению полномочий муниципальных депутатов Москвы пока нет никаких законопроектов».

Многие эксперты и сами муниципальные депутаты полагают, что реформа местного самоуправления в Москве начнется после выборов в Мосгордуму в 2014 году, когда туда пробьются оппозиционеры. Напомним, сейчас столичное законодательное собрание выглядит довольно экзотично. Из 35 депутатов трое – коммунисты, остальные – единороссы. Ведущий эксперт аналитического управления Центра политической конъюнктуры Павел Салин уверен, что власть после выборов получила очень неприятный «звоночек». «Оппозиция стала бороться за власть на местах, – пояснил «НИ» политолог. – Пока количество в качество не переходит, процесс борьбы происходит максимум в двадцати муниципалитетах. То есть этим процессом затронуто менее 1/6 части всех образований. Но следующие выборы в муниципалитеты преподнесут власти очень много неприятных сюрпризов. Думаю через 1,5–2 года оппозиция будет играть если не ведущую, то очень важную роль в жизни столицы». Несмотря на то что уличные протесты пошли на спад, доля несогласных с властью будет увеличиваться, считает г-н Салин. Это произойдет, потому что средний класс в городах будет политизироваться. А потому, по мнению эксперта, было бы идеально, чтобы власть пока не мешала процессу развития местного самоуправления. «Проводить реформы нужно с учетом мнения оппозиции, когда она наберет силу в муниципалитетах, – полагает политолог. – Потому что сейчас, если власть будет проводить реформу, то сделает это «под себя», чтобы нейтрализовать некоторые моменты. Идеально было бы выждать год-другой, как раз к избранию нового состава Мосгордумы. Там оппозиция о себе заявит. Ни при каком раскладе у «Единой России» 32 места там не будет».

Кстати, при определенном стечении обстоятельств выборы в Московскую городскую Думу могут пройти раньше намеченного срока. Член Мосгоризбиркома от «Справедливой России» Вячеслав Дунаев рассказал «НИ», что решение об изменении границ Москвы вполне может привести к досрочным выборам. «По масштабам территории и количеству населения в Мосгордуме должно быть представлено около 70 депутатов, – уточнил г-н Дунаев. – Законных оснований для перевыборов пока нет. Если только «Единая Россия» добровольно сдаст мандаты, можно будет назначить перевыборы. Также это можно сделать, если Совет Федерации примет решение об изменении границ Москвы». По мнению специалиста, если решение о досрочных выборах в связи с увеличением числа депутатов примут, Мосгордума станет на 40–45% оппозиционной.

Политолог Валерий Хомяков уверен, что выборы в Мосгордуму будут очень «зрелищными», поскольку даже на местных муниципальных выборах все складывается непросто. «На прошедших выборах наблюдатели закрыли буквально все участки,– констатирует эксперт. – Хотя, к сожалению, власти за все предыдущие годы научились делать «результат». Но сейчас есть общее ощущение, что жители проснулись. Мощнейшее движение снизу – «За честные выборы», серьезно развивается. Наблюдатели никуда не денутся и до выборов в Мосгордуму, поэтому развернется настоящая борьба».