Авиаудары наносятся по местным жителям

«Мы очень обеспокоены намерением иностранных военных разгромить резиденцию Каддафи. Для этого им придется снести половину Триполи. Именно столько занимает его резиденция», — рассказала газете ВЗГЛЯД врач Татьяна Столпакова, живущая в ливийской столице со своим 11-летним сыном. Она уверена, что западные ВВС сами не знают, по каким целям попадают.

Как и предполагала газета ВЗГЛЯД, сообщения безымянных источников из Пентагона о том, что воздушная война против Ливии начнется не раньше вечера воскресенья и даже утра понедельника, оказались заурядной военной уловкой. Уже вечером в субботу ливийские города Триполи, Мисурата, Бенгази и Зауия подверглись авиаударам со стороны западной коалиции. Ракетно-бомбовые удары наносили войска США, Франции, Великобритании, Канады и Италии.

Утром в воскресенье страны западной коалиции установили военно-морскую блокаду Ливии, в которой участвуют более 20 боевых кораблей и подводных лодок. Одни только США в течение ночи выпустили по ливийским целям 112 ракет «Томагавк». Вице-адмирал США Билл Гортни сообщил, что удары наносились по 20 объектам, главным образом по средствам ПВО в районе Триполи и Мисураты. По его словам, авиаудары — пока только первая фаза операции. В воскресенье к Ливии отплыл и французский авианосец «Шарль де Голль» в сопровождении трех фрегатов.

Утром государственные ливийские телеканалы распространили информацию о десятках погибших в ходе воздушных рейдов международной коалиции. По последним данным из официальных источников в Триполи, являющегося оплотом верных Муамару Каддафи сил, число жертв среди мирного населения возросло до 64 человек, более 150 ранены.

Впрочем, в руководстве коалиции считают эти сообщения частью военной пропаганды режима Каддафи. В Париже выражают сомнения в достоверности данных о многочисленных жертвах среди мирного населения в Триполи, понесенных в результате ракетных ударов сил международной коалиции. Об этом ИТАР-ТАСС в воскресенье сообщили во французском внешнеполитическом ведомстве.

«Телеканалы, распространившие такую информацию, являются пропагандистским инструментом режима Каддафи, — отметили в МИД Франции. — Операция (коалиции) сама по себе направлена как раз на то, чтобы избежать новых жертв репрессий режима». В министерстве обороны Франции в настоящий момент воздерживаются от каких-либо собственных комментариев относительно нанесенных минувшей ночью по Триполи и окрестностям ливийской столицы ударов.

Как передает ИТАР-ТАСС, после нанесения первой серии воздушных и ракетных ударов по позициям войск, верных Муамару Каддафи, формирования ливийского Переходного национального совета (ПНС) перешли сегодня в контрнаступление в районе Бенгази. Как передает телестанция «Аль-Джазира», повстанцы направляются освобождать Адждабию. В этом городе, расположенном в 150 км южнее Бенгази, в течение всей недели шли ожесточенные бои.

Военный представитель ПНС Халед ас-Сайех заявил, что повстанцы не собираются вступать в переговоры с режимом полковника Каддафи. «Внутри каждого города есть силы, которые восстанут, как только Каддафи лишится танков и самолетов», — сказал он.

В Триполи бойцы революционных комитетов — опоры режима — мобилизуют жителей на проведение массовых акций протеста против «империалистической агрессии». Сам Каддафи в последних выступлениях делал акцент на том, что «вторжение крестоносцев» в Ливию несет угрозу «всей исламской нации».

«Буду молиться за всех наших медиков»

Тем временем в стране остается еще много граждан республик СНГ, в основном врачей с Украины, в том числе и русских по происхождению. Как убедился корреспондент газеты ВЗГЛЯД, телефонная стационарная связь в Ливии вечером в воскресенье еще работала. От самих врачей уже второй день сообщений на форуме нет, Интернет в стране отключен.

Родственники, которым удается дозвониться до Ливии, выкладывают затем всю полученную информацию о судьбе своих близких на специальных форумах, созданных для этого в Интернете. Так те, кому до своих родных дозвониться не удалось, через эти форумы узнают, что они живы и с ними все в порядке.

Вот несколько таких сообщений:

«Дозвонились до Зуары и Джменя. Ночью бомбили около Джменя, в больницу поступали раненые. За все время беспорядков (включая смену власти в Зуаре) не было ни одного раненого, а тут приперлись «миротворцы» и … Наши все живы и здоровы. Звонили в посольство. Там ответили «кто хотел эвакуироваться, уже уехали. Больше эвакуации не будет». Вот это и не удивляет, в общем-то, Украине врачи не нужны», — написала Лариса около 15.00 мск.

«С Мисуратой связи нет, мне утром звонила знакомая из городка возле Мисураты. Она сказала, что война как бы началась. Бомбежка шла по всей береговой линии (со стороны западных стран, которые вмешались). Наши доктора в Мисурате все в госпитале, никто на улицу не выходит. Это так мне было сказано, так и вам передаю. Им сказали сидеть и не рыпаться, так как идти и бежать некуда, надо переждать. А наладится ли все или только ухудшится — вот в чем вопрос», — отвечает ей пользователь Татьяна.

Есть и более тревожные сообщения:

«Звонила мама из Бен-Валида. Очень много привозят к ним в госпиталь раненых и мертвых из Мисураты. Судьба украинских, российских, филиппинских и прочих врачей, находящихся в Мисурате, доподлинно неизвестна. Хотя город и далек от набережной и, собственно, линии фронта, наши соотечественники опасаются «точных» точечных ударов», — пишет Лена в 9.38 утра (11.38 мск).

За час до нее Валентина сообщила: «Бомба попала в общежитие, где живут медики. Мисурату бомбят, но не войска Кадаффи, хотя это сейчас не имеет значения, главное, чтобы выжили, чтобы все закончилось нормально. Я буду молиться за всех наших медиков, которые там сейчас, чтобы Бог их уберег, и прошу вашей молитвенной помощи за них».

Врач-анестезиолог Татьяна Столпакова со своим сыном, которому 11 лет, последние пять лет живет в ливийской столице. Татьяна находится в крайне нервозном состоянии, она ожидает, что удары могут затронуть и ее дом, поскольку он расположен неподалеку от военных объектов. Корреспонденту газеты ВЗГЛЯД удалось пообщаться с Татьяной в воскресенье вечером.

«Бомбили городские кварталы»

ВЗГЛЯД: Татьяна, что вы видели своими глазами в Триполи за последние сутки? Какие разговоры ходят среди жителей?

Татьяна Столпакова: Бомбят, притом не только окраины города, как говорят в новостях, разбомбили и больницу для престарелых, где пожилые люди доживали свой век. И бомбил не Каддафи, а кто-то другой, наверно, американские ВВС.

Я работаю в пластическом госпитале, и хотя у нас рядом пока ничего не разбомбили, но другие районы города сильно обстреливали. И это несмотря на то, что в новостях представители ООН говорят, что они будут громить только силы Каддафи, но никто из нас не может понять, как американские или французские военные могут сориентироваться и понять, где они находятся, эти вооруженные силы Каддафи.

В результате страдают мирные жители, погибают и женщины, и дети, и никто не разбирает, куда сыплются бомбы… Я в новостях слышала сообщение о том, что иностранная авиация обстреляла аэродром Митига, а я сегодня утром разговаривала с нашими врачами из этого района. Они мне сказали, что на самом деле ни одной бомбы на аэродром не сбросили. Бомбили же городские кварталы.

Вероятно, это связано с тем, что бомбят Ливию только после двух часов ночи, когда сориентироваться практически невозможно. Мы все этим очень возмущены, так как все авиаудары иностранных войск наносятся по местным жителям и по тем иностранцам, кто здесь работает по контракту.

Мы очень обеспокоены и намерением иностранных военных разгромить резиденцию Каддафи. Для этого им придется снести половину Триполи. Именно столько занимает его резиденция. И чтобы в нее попасть, военным придется снести все подряд вокруг нее.

ВЗГЛЯД: Есть ли в городе паника? Много ли пострадавших?

Т. С.: На улице сейчас днем все спокойно. Только на Зеленой площади с утра собирался митинг в защиту президента, работают продуктовые магазины. Что же касается раненых, то точных цифр я не знаю. К нам в госпиталь они не поступали.

ВЗГЛЯД: Созванивались ли вы с вашими коллегами из других ливийских городов? Что там происходит, по их словам?

Т.С.: У меня есть друзья и в Мисурате, и в Бенгази, но до них в последние несколько дней я дозвониться не могу. С ними нет никакой связи. Но несколько дней назад мы созванивались, и они рассказывали, что хотя обстрел со стороны Каддафи был, но атака была очень мягкой и выжидательной, с минимумом жертв, чтобы разгром небольшой группы оппозиционеров не мог повредить всему народу. Все было спланировано так, чтобы борьба с оппозицией привела как можно к меньшим жертвам со стороны мирного населения.

Если бы Каддафи хотел, он за два дня занял бы все крупные ливийские города, захваченные оппозицией. Поверьте, это было бы несложно сделать. Но, вероятно, Каддафи не хотел, чтобы его обвинили в насилии. А сейчас жертв будет гораздо больше.

Мы считаем, что американцы и европейцы, начавшие эту операцию, абсолютно неправы. Я работаю здесь пять лет, и никто не считал, что у них все плохо. Многие имели работу и жили спокойно. Не было в Бенгази таких жертв и после начала гражданской войны, так как на самом деле не было сплоченной оппозиции, которая выступала против его власти.

ВЗГЛЯД: Начался ли уже поток беженцев из городов, в которых теперь особенно опасно?

Т.С.: Нет, потока беженцев нет. Им бежать некуда. Эта военная операция развернута по всей стране. Обстреливаются все основные города по побережью.

ВЗГЛЯД: Татьяна, а где вы и ваш 11-летний сын укрываетесь от бомбежек? Вы ночуете в убежище?

Т.С.: Наш дом для бомбежки, к сожалению, — это наиболее удачное место, так как рядом с нами находятся и секретные объекты. Но укрыться получается некуда. Так как бомбят со всех сторон, и никто не знает, куда упадет бомба в следующий раз.

Сейчас я собираюсь отправить сына на Украину. Раньше мне просто не верилось в возможность такой военной операции. Мои знакомые доктора говорят, что россияне собираются выезжать на автобусе в сторону Туниса, но я боюсь, что это крайне небезопасно. Тем более что в Тунисе сейчас тоже не все в порядке. Здесь же до начала американских бомбежек все было относительно спокойно.