Турецкий кофе: история

На турецком языке словосочетание «турецкий кофе» будет звучать как turk kahvesi. При этом турки переняли название напитка от арабов, но, как считается, первоначальное наименование кофе связано с названием эфиопского региона Каффы (Kaffa).

Эфиопы первыми, вроде бы, стали употреблять кофе. Скоро привычку потреблять кофе от них переняли и арабы. Отметим, что некоторое время доисламская Древняя Аравия была под управлением Эфиопии, и на протяжении истории между этими соседними территориями, разделяемыми лишь проливом, существовали тесные связи.

Турецкое словосочетание turk kahvesi связано арабским словечком qahwah, букв. «настой, мешающий заснуть», обозначающего напиток из забродившей пульпы кофейных ягод, или также вино. Поэтому в Османской Турции настороженно отнеслись к этому напитку, т.к. употребление вина не одобряется в исламе.

Но как кофе стал турецким, иначе говоря, как он попал в Турцию, с чего началась история турецкого кофе.

Кофе был привезен в Стамбул во время правления (османского султана) Сулеймана Великолепного (годы правления: 1520-1566. Прим. Portalostranah.ru) в 1554 г. А спустя год после этого в Стамбуле стали открываться публичные кофейни.

Говорят, что привезли кофе в Стамбул два арабских торговца — Хакем из Алеппо и Шемс из Дамаска. Другая история гласит, что в 1554-ом году Шемс, а в 1555-ом году Хакем открыли в стамбульском районе Тахтакале кофейни.

Согласно другим источникам, Османская империя начала импортировать кофе в 1561-62 гг.

По другой версии, назначенный (губернатором) в 1547-ом году в Йеменскую провинцию Оздемир-паша впоследствии привез кофе в Стамбул (Таким образом все вышеизложенные версии сходятся на том, что история турецкого кофе в Турции начинается при правлении султана Сулеймана. Прим. Portalostranah.ru).

Кофе в переводе с арабского языка означает «вино». Именно из-за этого значения слова начались споры среди признанных и авторитетных знатоков ислама.

Османский историк Печеви касательно этого вопроса писал следующее: «Имамы и муэдзины сетовали на то, что народ перестал посещать мечети и засиделся в кофейнях. Исламские ученые видели в кофейнях источник всех зол и призывали к их закрытию. К ним же присоединялись муфтии». (Ибрагим Эфенди Печеви (İbrahim Peçevi) османский историк из города Печ, ныне в Венгрии, годы жизни: 1574-1560 Прим. Portalostranah.ru).

Долгое время духовенство боролось с кофейнями из-за значения слова «кофе». В какой-то период было запрещено пить кофе также, как и вино. Во время правления Мурата III (османский султан, правил в 1574-1595 гг. Прим. Portalostranah.ru) народ открывал в укромных местечках тайные кофейни, куда завсегдатаи попадали через задние двери магазинов.

В конце-концов выяснилось, что кофе — не вино. Со временем знатоки ислама также полюбили кофе. Духовные лица в своих проповедях объявили о разрешении потребления кофе. Например, подобную фетву вынес ученый эпохи правления Мурата III — Бостанзаде Мехмет Эфенди
турецкий кофе мехмет эфенди купить.

Печеви пишет в этой связи следующее:«Проповедники и муфтии стали говорить о том, что негрешно пить кофе. Не осталось ученых, визирей и представителей знати, которые бы не пили кофе. Даже некоторые визири открывали свои кофейни и сдавали в аренду за несколько золотых монет».

Несмотря на популярность кофе, кофейни были запрещены в последние годы правления Сулеймана Великолепного (османский султан; напомним, годы правления 1520-1566). Поэты стали писать, что «не найти капли вина для утешения».

«Нет вина, бочки винные разбиты, а бокалы пусты, Эй, время, пленило ты нас вином!» — так писал один из поэтов эпохи», — указывало в своей радиозаметке от 12/01/2015 турецкое иновещание «Голос Турции».

Но почему же Сулейман Великолепный стал запрещать кофе.

Австрийский посол при Османском дворе времен Сулеймана Великолепного Ожье Гислен де Бусбек (Ogier Gisleen van Busbek) писал в своих записках, известных как «Турецкие письма», что когда Сулейман постарел и начал болеть, то он стал отказываться от всех жизненных услад, чтобы ничто не помешало ему попасть в рай.

Так Бусбек пишет: «Сулейман любил наслаждаться, слушая хор мальчиков, которые пели и играли для него; но этому пришел конец из-за вмешательства некоей пророчицы (то есть некоей старухи, известной своей монашеской святостью), которая заявила, что в будущем его ждет кара, если он не откажется от этот развлечения».

В результате инструменты были сломаны и преданы огню. В ответ на схожие аскетические сомнения он стал есть, пользуясь фаянсовой посудой вместо серебряной, более того, запретил ввоз в город любого вина — потребление которого было запрещено пророком. «Когда немусульманские общины стали возражать, доказывая, что столь резкая перемена диеты вызовет болезни или даже смерть среди них, Диван настолько смягчился, что позволил им получать недельную порцию, выгружаемую на берег для них у Морских Ворот (в Стамбуле)