В сфере вооружений РФ теряет позицию великой державы

С осени 2009 года появилась информация о возможных закупках зарубежных неатомных подводных лодок четвертого поколения и строительстве в России по лицензии немецкой подлодки проекта 212. Подводные лодки проекта U 212 разработаны немецкой компанией Howaldtswerke-Deutsche Werft AG (HDW) по заказу Военно-морских сил Германии, они стоят на вооружении с 2005 года. На их базе также создан экспортный вариант субмарин проекта 214. Их заказчиками являются Греция, Южная Корея, Турция и Португалия.

Стыдно слышать, что Россия отказывается от положения великой державы и готова покупать израильское, французское, немецкое оружие в ущерб собственной «оборонке». Ситуацию не улучшают даже заверения чиновников о том, что это – «временно». Начальник Генштаба российских Вооруженных сил генерал Николай Макаров так определил задачи: «Мы прорабатываем вопрос о закупке пробной партии израильских беспилотных аппаратов», «если наша промышленность будет не в состоянии выпустить в ближайшее время те беспилотники, которые нам нужны». Все эти аргументы охотно используют и министр обороны Анатолий Сердюков, и начальник Генштаба Николай Макаров, пользуясь поддержкой со стороны правительственных кругов.

Однако возникает масса вопросов. Кто будет чинить и ремонтировать французские, и немецкие, и израильские агрегаты, и за какую цену? Кто будет обслуживать корабли «Мистраль» и подводные лодки четвертого поколения? А комплектующие где брать? У Франции, Германии, Израиля? Кто будет проводить межпоходовые, навигационные, доковые и другие виды ремонтов? Где, на какую сумму выделено бюджетное финансирование для дополнительного строительства аэродромов для беспилотников?

И здесь мы естественно подходим к вопросу о совместимости техники и оружия. Запчасти для двигателей и судового оборудования нам придётся покупать за валюту во Франции, Германии и Израиле, во всей Европе.

Говорить о закупках «беспилотников» значит фактически отказаться от ГЛОНАСС – отечественной глобальной навигационной спутниковой системы, поскольку израильские БПЛО действуют по системе GPS. К слову, российским владельцам личных машин «рекомендуют» покупать только преемники ГЛОНАСС. Однако как им объяснить, что приемники системы GPS стоят 400$, а российская система – более 1200$.

Израильские беспилотники совершенно непригодны для России еще и по другой причине – отсутствия аэродромного базирования. Израильский беспилотник, как правило, эксплуатируется так же, как обычный самолёт. Он вылетает с аэродрома на разведку и возвращается на аэродром. Это пригодно для крошечного Израиля с постоянно хорошей погодой. Любой отечественный беспилотный комплекс организован совершенно иначе – наподобие подвижного ракетного комплекса, а сам беспилотник эксплуатируется аналогично ракете. Отечественный беспилотник, как правило, хранится и транспортируется в контейнере транспортно-пусковой установки, стартует с этой установки в любом месте, куда его доставят и возвращается к месту старта. Посадка российского беспилотника возможна на необорудованную площадку. Понятно, что Россия не обладает такой густой сетью аэродромов, чтобы эксплуатировать беспилотные летательные аппараты в любом месте своей огромной территории, да ещё с весьма разнообразными, отнюдь не ближневосточными погодными условиями.

Великая афёра – в ущерб отечественного ВПК, в ущерб России.

Это же касается и совместимости техники и оружия на вертолётоносце: вооружение на нём французского производства, зенитные комплексы – итало-германские. Чтобы дооснастить «Мистраль» нашими системами и комплексами, обеспечивающими связь, навигацию, обеспечение авиации и т.д., необходимо иметь полный комплект рабочей конструкторской документации, и, соответственно, добавляются затраты проектной организации к стоимости покупаемого «железа».

Выдумки Саакашвили о том, что «с помощью вертолетоносца Россия сможет за несколько часов захватить любую страну Черноморского региона», или стенания в странах Балтии по поводу того, «что Россия сможет за несколько часов оккупировать Восточную Европу» – самый настоящий бред. «Мистраль» имеет большую осадку, что фактически «закрывает» для них большое количество прибрежных районов, отличающихся малыми глубинами или многочисленными мелями, банками. Прорыв «Мистраля» в Атлантику сомнителен. При современных средствах поражения подобная группа не пройдет относительно узкие балтийские проливы. Ситуация в Черном море во многом схожа с Балтийским морем – наступательные операции выгоднее всего проводить вдоль побережья, имеющего густую сеть автомобильных и железных дорог, множество аэродромов, а морские десанты высаживать только тактические, в качестве отвлекающих маневров или же для помощи в захвате отдельных военно-морских баз, портов или участков побережья.

Ни на Балтийском, ни на Черном морях, ни на Каспии такие огромные десантные корабли не будут востребованы. Во-первых, ввиду опять-таки большой осадки, делающей проблематичной обслуживание их в большинстве местных портов и баз, а также не позволяющей высаживать личный состав и технику десанта на необорудованное побережье на упор или же на плаву на малой дистанции от берега. Во-вторых, если речь идет конкретно о кораблях типа «Мистраль», то по причине их малой, так сказать, «удельной» десантовместимости (особенно по тяжелой технике).

Россия покупает абсолютно бесполезный корабль, не влезающий в состав ВМФ ни под каким соусом, без оружия самообороны, без кораблей охранения и без наличия самой морской пехоты. Единственное, что может «Мистраль», так это устраивать круизы для министра обороны, начальника Генштаба и их приближенных в лице руководства ВМФ.

Порочна система госзаказа и проведения тендеров, внедренная несколько лет назад. В России общепринятой практикой становится изъятие финансирования у специалистов-разработчиков, но «чужих», не контролируемых, чтоб направить деньги «своим», прикормленным.

Став министром обороны РФ, маршал Игорь Сергеев прекратил финансирование Миасского государственного центра ракетостроения (ныне ГРЦ им. академика В. П. Макеева, Челябинская область) – признанной отечественной школы морского ракетостроения, разработавшей три поколения морских ракетных комплексов, которые были приняты на вооружение ВМФ страны. А разработку ракетного комплекса морского базирования И. Сергеев тут же передал Московскому институту теплотехники (МИТ), проектировавшему до этого только сухопутные ракеты. Вот с тех пор «Булава» 15 лет не летает. Виновниками неудачных запусков ракеты, по мнению главного конструктора межконтинентальной баллистической ракеты «Булава» Юрия Соломонова, являются некачественные материалы, нарушение технологии производства и ненадлежащий контроль за качеством. И все?..

Вице-премьер Сергей Иванов «подарил» друзьям упомянутую выше российскую глобальную навигационную спутниковую систему – аналог американской GPS. ГЛОНАСС была принята в эксплуатацию в 1993 году, но до сих пор нормально не работает. На ее доработку идут громадные средства, но насколько они эффективно расходуются – пойди проверь.

У министра обороны Анатолия Сердюкова – своя «игрушка». Его заместитель «по связи» Дмитрий Чушкин, видимо, специально для этого переведенный из Федеральной налоговой службы – прежнего ведомства Сердюкова, стал отвечать за новую систему управления – Единую систему управления тактическим звеном (ЕСУ ТЗ). При этом отказались от испытанной системы «Акация», разработанной НИИ ГШ, которую апробировали еще в середине 1990-х годов. Производил «Акацию» концерн «Системпром». Однако вместо «Системпрома», которому отказали в финансировании, ЕСУ ТЗ поручено создавать на базе Воронежского НИИ связи, который до этого производил спутниковые радиостанции.

Если раньше только министры обороны делали для своего окружения «подарки», то сейчас положение значительно хуже: уже и главнокомандующий ВМФ делает роскошные дары за счет российского бюджета. Выполняется бредовая идея главкома ВМФ Владимира Высоцкого – к 2015 году иметь в строю 4 авианосца. Тендер на проектирование перспективного авианосца выиграл «свой, родной» ЦНИИ им. акад. А.Н. Крылова – организация, которая никогда проектированием кораблей не занималась. Эти контракты всегда выполняло Центральное конструкторское бюро «Балтсудопроект», основанное в 1925 году, в 1999 году оно вошло в состав ФГУП «ЦНИИ им. акад. А.Н. Крылова» в качестве филиала. За более, чем три четверти века ЦКБ разработано около 170 проектов, по которым построено 2600 судов общим водоизмещением свыше 11 млн. тонн.

Существует множество схем, по которым «распиливаются» бюджеты. Вернемся к «Мистралю». В октябре 2010 года Министерство обороны РФ объявило тендер на строительство вертолетоносцев. Удивляет не то, что тендер был объявлен, а то, что российское правительство, не дожидаясь итогов, уже высказалось относительно победителя. Как мы и предполагали, им, «естественно», стала французская компания.

Россия создает судостроительный консорциум с Францией. Объединенная судостроительная корпорация (ОСК) и ее французский аналог – компания DCNS подписали соглашение о создании консорциума по строительству военных кораблей и гражданских судов, в том числе типа «Мистраль». Очевидно, что сделку кто-то лоббирует. Франция и Израиль – страны, которые славятся использованием коррупционных схем при продажах оружия за рубеж. Верить в бескорыстие лоббистов «Мистраля» как-то не хочется, особенно на фоне все новых и новых коррупционных скандалов в России. Депутаты Государственной Думы, мэры крупнейших городов, помощники министров, адмиралы вовлечены в коррупционные схемы в сфере гособоронзаказа.

Итак, Россия готова поддержать в кризисное время французское и немецкое кораблестроение, развивать авиационную промышленность Израиля, но собственное кораблестроение и производство летальных аппаратов, отказывая им в доверии, пускает в трудное самостоятельное плавание. Чиновники из Минобороны и правительства рвутся заработать большие деньги на фоне не самого лучшего положения в российском ВПК, и им плевать, как это скажется на обороноспособности России.

Нынешнее руководство Министерства обороны РФ не может и не желает отстаивать интересы России. Кроме собственного интереса в виде долей в компаниях и счётов в швейцарских банках да личной безопасности, команду Сердюкова ничего по большому счёту не интересует. РФ фактически отказывается от передовых, экспортно конкурентоспособных, экономически чрезвычайно выгодных отраслей и сама превращает себя в отсталую сырьевую страну с грязными производствами, закупающую готовую продукцию за рубежом и таким образом поддерживающую экономику геополитического противника за счет вывоза собственных производственно-финансовых ресурсов.

В связи с этим хотелось бы напомнить, что, оказавшись примерно в аналогичной ситуации, Япония приняла решение не оснащать свои вооруженные силы только западными ВВТ, а хотя бы часть из них создать собственными силами. Да, получившиеся танки и самолеты оказались при схожих ТТХ более дорогими, чем западные аналоги, но зато деньги «не ушли» из страны, а национальные научные институты и предприятия ОПК сумели остаться на плаву и сохранить высококвалифицированные кадры. Таким же путем сегодня и уже не один год идут Индия с Китаем – они стремятся не приобретать технику в готовом виде за рубежом, а либо выйти на лицензионное производство, либо стараются создать совместные образцы ВВСТ, либо же просто скопировать их и начать выпуск на собственных предприятиях.

Только этот зарубежный опыт – нам не указ. Освоившийся «наверху» вороватый российский чиновник, как обычно, идет «своим» путём.