Как живут потомки последнего российского царя

Постсоветские акулы бизнеса обожают скупать за бешеные деньги царские сокровища: украшения, произведения искусства, личные вещи и даже письма. Мода на царские времена проникает в народ. «В каждом ларьке или магазине с сувенирами продаются картины и фотографии с изображением царской семьи, фильмы, десятки книг о них», — говорит историк Николай Иванов профессор университета в Ополе.

Он недавно вернулся из Иркутска, где на главной площади стоит памятник адмиралу Колчаку – монархисту, убитому в 20-м году большевиками. Лена Лопатина, 26-летняя аспирантка из Москвы, считает, что возвращение монархии невозможно. «Хотя если бы в СМИ устроили большую рекламную кампанию и убедили людей, кто знает, может, они бы и проголосовали «за»», — добавляет она.

После мартовских выборов вернуться в Кремль готовится некоронованный царь Владимир Путин. А год назад в Москве российские монархисты создали партию «Царская Россия». 147 делегатов представляли 46 регионов страны. Они постановили, что необходимо вернуть монархию, но демократическим путем. Здравоохранение и образование должны стать бесплатными, а российское государство должно вернуться в свои естественные границы. «Молодому поколению россиян, выходящему сейчас на улицы, на Романовых наплевать, — возражает эксперт по России профессор Анджей де Лазари (Andrzej de Lazari). — Они хотят, чтобы была Европа, а не мечтают о возвращении самодержавия, а ведь иной монархической традиции в России нет. Молодые не хотят самодержца Путина, с чего бы они захотели самодержца царя?»

Действительно, возвращения к царизму, согласно опросу 2010 года, не хочет 66% граждан, 19% подержало бы смешанную систему, а 3% россиян назвали себя монархистами. Тем временем прошло почти сто лет с тех пор, как пал царизм, была убита семья последнего императора Николая II Романова , а оставшиеся в живых члены правящего дома и аристократия рассеялись по свету. Многие из них осели в Париже. В 20-е годы прошлого века российские княгини основали там 27 элегантных домов моды. Они финансово поддерживали своих мужей, потому что вывезти из революционной России свое состояние удалось очень немногим. Коко Шанель так растрогал вид стоптанных ботинок великого князя Дмитрия Романова, что какое-то время у нее был с ним роман.

Актеры и узурпаторы

В этих Романовых есть, видимо, что-то притягательное, раз появляются самозванцы, выдающие себя за членов этой семьи. В январе героем британских таблоидов стал шотландский каскадер, фотограф и актер Френсис Мэтью (Francis Matthew). 33-летний шотландец заявил, что он является праправнучатым племянником царя Николая II, и со своим генеалогическим древом в руках пошел в украинское реалити-шоу «Холостяк», герой которого на глазах тысяч зрителей выбирает себе невесту. Программа привлекла 16 тысяч украинок, желающих выйти замуж за лжепринца (права на какой-либо титул у Мэтью нет). Сам он продает в интернете выпущенный малым тиражом альбом с фотографиями с перезахоронения матери Николая II Марии Федоровны. Цена – 495 фунтов.

Поскольку большевики убили последнего царя вместе с его женой и всеми детьми (четыре дочери и сын), прямых наследников Николая не осталось, и в этом смысле династия Романовых прервалась. Но семья в более широком смысле осталась. А в ней былые и новые раздоры. На Западе функционирует Объединение членов рода Романовых, состоящее из членов семьи, которые не могут претендовать на российский трон. Председатель Объединения князь Николай Романов считает, что такого права нет и у потомков князя Владимира Кирилловича Романова – его дочери Марии и ее сына Георгия. Несмотря на это они создали Российский императорский дом – своего рода самозваный монарший двор в миниатюре. По мнению князя Николая, никто из ныне живущих Романовых не может предъявлять претензии на корону, т.к. никто из них не соответствует положениям Закона о престолонаследии, который был принят еще до падения дома Романовых. Согласно нему царем может стать только великий князь, супруга которого исповедует святую православную веру. А царица должна происход
ить только из монаршего рода и никак не ниже. Поэтому последними законными наследниками престола были великий князь Андрей Владимирович (умер в 1956) и великая княгиня Ольга Александровна, сестра последнего царя России Николая II, умершая в 1960 году в Канаде.

С точки зрения князя Николая – Мария Владимировна – узурпаторша, поскольку брак ее родителей был морганатическим. Это означает, что ее мать происходила из высшего дворянства, а не из царского рода, так что этот союз с сословной точки зрения был неравным. В очах семьи Романовых мать Марии имела тот же статус, что и другие жены представителей их рода, и у нее не было никаких прав на царство. Наследницей российского престола ее в 1969 году самозвано провозгласил отец. Это и стало истоком конфликта в семье.

Никелированный царевич

Родившаяся в 1953 году в Мадриде Мария Владимировна пользуется титулом великой княгини и ее императорского величества, издает обращения к народу, а в 2010 году она учредила орден Святой Анастасии для «заслуженных дочерей Отечества». Она посещает Россию и принимает участие в общественной жизни (ее отец успел перед смертью, в 1991 году, посетить Петербург по приглашению бывшего тогда мэром Анатолия Собчака). В прошлом году она написала письмо генеральному прокурору России Юрию Чайке с просьбой передать ей полную следственную документацию по делу об убийстве Николая II и его семьи. В марте она написала обращение к соотечественникам по случаю 400-летия окончания Великой Смуты (периода анархии в Московском государстве).

«Дом Романовых не может отказаться от монархизма, как церковь не может отказаться от веры», — пишет Мария Владимировна в своем обращении. Однако княгиня понимает, что для возвращения монархии время еще не пришло, и нельзя, чтобы это произошло без согласия народа. Сама она не собирается быть царицей, а считает царевичем и наследником престола своего сына Георгия. Та часть семьи, что находится с Марией в ссоре, считает это нонсенсом. Георгий родился в 1981 году, его отец – титулярный прусский князь Франц Вильгельм. «Так что он наполовину Гогенцоллерн, а этот род не имеет ничего общего с Романовыми», — объясняет князь Николай.

Так или иначе, но Георгий сжился с постсоветской Россией. Он выпускник Оксфорда и обладает широкими контактами в европейских элитах. На его православное крещение пришла вся испанская королевская семья, и съехались делегации низложенных королевских родов Болгарии и Греции. В 2008 году Георгий стал работать советником в металлургическом концерне «Норникель» (принадлежавшем раньше олигарху Олегу Дерипаске, а потом Михаилу Прохорову, занявшему третье место на мартовских выборах). Георгий был советником генерального директора компании, находящегося как говорят, со времен КГБ в дружественных отношениях с Путиным. Царевич верит в возвращение монархии и даже будто бы примеривается к своей новой роли. В 2010 году он наградил несколько человек императорскими орденами.

Монархист Путин

Что бы ни говорили простые россияне, царская тема кружит в российских элитах с момента падения коммунизма. «Россияне знают, кто такие Романовы, Мария Владимировна и ее сын, — говорит профессор Иванов. — Когда в 2010 году в Петербурге с самыми высокими почестями прошли похороны последней княгини из династии Романовых, в России это стало большим событием». Перед недавними выборами Путин опубликовал в прессе несколько программных статей, в которых он обращался к теме царской России. «Он напомнил, как прекрасно развивалась Россия незадолго до революции, предложил поставить в Москве памятник царскому премьеру Столыпину, при котором произошло это экономическое чудо», — добавляет Иванов.

Уходящего премьера иногда сравнивают с царем Александром III, который повторял, что Российская Империя стоит на трех столпах: православии, самодержавии и народности. И Путин это запомнил. Он поддерживает прекрасные отношения с Церковью, и получил от нее сердечные поздравления по случаю победы на президентских выборах. Католическое информационное агентство сообщало после выборов, что на заседании Экспертного совета при председателе Госдумы митрополит Илларион цитировал напутствие Александра III своему сыну Николаю II: «В политике внешней держись независимой позиции. Помни, у России нет друзей. Избегай войн. В политике внутренней, прежде всего, покровительствуй Церкви. Она не раз спасала Россию в годины бед. Укрепляй семью, потому что она – основа государства».

«Возможно, молодым россиянам на Романова и наплевать, только решения в России принимают те, кому лет 40-50. Они смотрят на все иначе. Эта тема обсуждается сейчас в московских салонах. А самый главный монархист – Путин. Ему бы тема монархизма совершенно не показалась абсурдной. Именно он дал согласие на символические похороны убитой царской семьи, а в своей кампании постоянно говорил о славе и мощи», — полагает Иванов.

Царская тема ожила в Кремле еще при Борисе Ельцине. В СМИ ходили слухи, что он рассматривал возможность присвоения династии Романовых статуса национальной институции. Сейчас об этом говорит Мария Владимировна. Но только не насильно, повторяет она, Дом Романовых никого не считает своими врагами. Соотечественники – это одна большая семья.

Можно ли представить в России воплощение болгарского сценария? Последний царь Болгарии Симеон II был вынужден покинуть страну ребенком в 1946 году, когда коммунисты упразднили монархию. Но ему удалось дожить до упразднения коммунизма и в 2001-2005 годах он стал демократически избранным премьер-министром страны. Он не ждал, что его будут называть ваше высочество, не возродил монархию, а удовольствовался частичной реституцией имущества и программой модернизации страны. «Болгарский сценарий в России не пройдет. Хотя идея возвращения монархии меня не пугает. Для российской интеллигенции Романовы – это своего рода символ», — считает профессор Иванов.

Другой представитель российской интеллигенции, профессор Ивановского университета философ Олег Рябов, смотрит на эту тему совсем иначе. «Возможно, значительная часть общества тоскует по сильной власти, но в России под сильным лидером подразумевается не царь, а кто-то вроде Сталина. Историческим условием для функционирования монархии у нас была сильная позиция Церкви и религии, а сейчас российское общество стало гораздо более светским, чем, например, польское», — считает он. Профессор Рябов рассказывает, что некоторые его студенты называют себя монархистами, но это, скорее, просто развлечение.

Они знают, что царская Россия вызывает негативные ассоциации во многих странах, в том числе в Польше, и что возвращение монархии стало бы сигналом, что Россия – это отсталое государство, несовместимое с западным миром, основанным на демократических ценностях. «Примите также во внимание, что популярность Путина основана не на том, что он «царь», а на том, что он такой же, как большинство жителей России, что он «наш»», — добавляет Рябов.