Украина как невестка Путина

Россия прислала инспекцию Роспотребнадзора для ознакомления с качеством украинских сыров. Семь украинских производителей сыра рискуют остаться в черном списке и потерять российский рынок. А это серьезная потеря, ведь в Россию идет до 70% украинского сырного экспорта.

Киев, правда, грозился найти другие рынки сбыта украинских сыров взамен России, однако осуществить это не так просто, как пригрозить. Пока же спор о сыре ведтся на уровне «кошено-стрижено»: то вице-премьер Валерий Хорошковский заявит, что в украинских сырах нет растительного жира, то глава Роспотребнадзора Геннадий Онищенко возразит, что наоборот, есть растительный жир — да еще добавит, что лично готов приехать для проверки качества украинской продукции.

Зрелище главного санврача России, грызущего и рассовывающего по пробиркам образцы украинского сыра где-нибудь на Бессарабском рынке в Киеве — это, конечно, сюжет для трэш-хоррора. Но причина очередной торговой войны между Украиной и Россией кроется вовсе не в роковом кондитерском продукте под названием «пальмовое масло», независимо от того, есть оно в украинском сыре или его там нет. Если бы его там не было — его следовало бы придумать. И уж точно не в склочном характере Онищенко.

Дело даже не в характере Путина, хотя от него в любой торговой войне зависит гораздо больше, чем от тех, кто эту войну непосредственно ведет. Дело в той ситуации, которая сложилась в России.

Внешне эта ситуация характеризуется простой констатацией факта: Путин снова президент. Но наивно было бы ждать от нового президента перезагрузки отношений с Украиной. Сегодня война — любая война — это шоу, а шоу, как известно, должно продолжаться. Даже такое нелепое, как война сырных продуктов. Рано или поздно тема сыров себя исчерпает — но взамен найдется еще какой-нибудь экспортный продукт. Один торговый конфликт будет следовать за другим — с более или менее долгим перерывом. Впрочем, никто не мешает России заполнять эти перерывы конфликтами из-за газа, флота, языка или границы.

Более того — позволим себе утверждать, что частота и интенсивность этих конфликтов может даже нарастать. Почему?

Ответ содержится в предвыборной статье Владимира Путина «Строительство справедливости» в «Комсомольской правде». Там действующий премьер РФ изложил свое видение России как социального государства и сделал заявки на дальнейшие реформы — точнее, пообещал, сколько и кому добавит.

В частности, в текущем году Путин пообещал поднять зарплаты учителей и преподавателей до уровня средней по региону, а до 2018 г. — сделать зарплату вузовского преподавателя вдвое больше средней по экономике. Предложил ввести пособия на детей, пообещал увеличить пенсии, нарастить стипендии и снизить цены на жилье на 20-30%.

Эти обещания Министерство финансов РФ оценило примерно в 1,5-2% ВВП, или около 5 трлн рублей. Однако в целом предвыборные обещания Путина разные российские СМИ оценили в 9 — 12 трлн рублей. Чуть ли не вдвое больше Россия намерена потратить на реформирование армии — около 20 трлн рублей. Москва намерена сформировать мобильные бригады, готовые в любой момент приступить к ведению боевых действий в конфликтах на границах России. Понятно, что реформирование устаревшей военной машины РФ требует значительного напряжения сил и средств.

Все эти начинания сами по себе замечательны и требуют для собственной реализации нескольких простых вещей. Во-первых, много денег, а во-вторых — госчиновников, которые не подвержены коррупции и искренне заинтересованы в проводимых реформах.

Однако если с деньгами у России на некоторых этапах благодаря нефтяной конъюнктуре все было достаточно неплохо, то с чиновниками там дела традиционно неважные. Достаточно сказать, что в РФ коррупция ежегодно съедает до 2% ВВП. Это как раз цена всех социальных инициатив Путина. Мало того — чиновники в принципе не заинтересованы в каких-либо качественных реформах, а без реформ любые количественные изменения социальных расходов будут удручающе неэффективны. И с этим Путин ничего поделать не сможет. Поскольку опирается он именно на чиновничество. Он фактически отдал чиновникам Россию на откуп, а те взамен обеспечивают стабильность вертикали.

Как показывает практика, долго так продолжаться не может. Не держится вечно выгодная конъюнктура на мировом рынке нефти. Не терпит вечно народ, который кормят патриотическими байками и крошками с газпромовского стола. Поэтому президенту Путину придется предпринимать некоторые шаги для того, чтобы отвлечь внимание масс от невыполненных обещаний, мобилизовать общественное мнение на поддержку власти, переместить образ врага из Кремля в сторону Киева, Минска, Тбилиси, Варшавы и, разумеется, Вашингтона. Но нас интересует прежде всего Киев.

Неидеальность Украины как в целом, так и в многочисленных частностях, сомнению не подвергается. Неуступчивость Банковой геополитическим амбициям Москвы очевидна для всех — кроме, разве что, профессиональных украинцев, уверенных, что Януковичу ничего больше не надо кроме как сдать Путину всю Украину оптом — да только все как-то случая не представится.

А неуступчивая и неидеальная Украина — идеальный кандидат на образ дежурного врага. Таковой образ очень удобно формировать с помощью медиа-кампаний на тему или плохого сыра, или плохих ж/д вагонов, или неправильных труб большого и среднего диаметра, или запрещенной мясо-молочной продукции. Когда идет постоянная обработка российских граждан подобными сообщениями, заявления о воровстве российского газа или нарушении Харьковских соглашений и т.д. — ложатся на унавоженную почву и помогают всходить ростками патриотического сознания.

Собственно, только на эти ростки у Путина и надежда. Слишком неопределенно его президентское будущее, слишком много внутренних угроз стабильности его власти и слишком мало экономических рычагов для улучшения ситуации.

Поэтому Украине ничего не остается кроме как привыкать к роли злополучной невестки, которая во всем виновата.