Депутаты Госдумы застряли на «квартирном вопросе»

Ровно неделю назад, 21 марта, истек трехмесячный срок, который закон отводит на то, чтобы обеспечить всех вновь избранных иногородних депутатов Госдумы служебным жильем. Срок истек, но депутаты продолжают жить в гостиницах.

О ситуации на «квартирном фронте» «МК» рассказал глава Комитета по регламенту и организации работы Думы Ильдар Габдрахманов («ЕР»). Вывод таков: депутаты пострадали от обычной бюрократической волокиты и собственной нерасторопности. К тому же на казенную жилплощадь претендовали граждане, скрывшие, что у них уже есть квартиры в Москве….

— Сколько депутатов имеют право на получение служебного жилья?

— Картина такова. К нам в комитет поступило 130 предварительно прошедших через обсуждение во фракциях заявок, все они переданы в Управление делами президента. Если посмотреть по партийному составу, чуть больше 50% из них — от единороссов, около 20% — от элдэпээровцев и примерно по 15% — от коммунистов и справороссов. Но это не окончательные данные. Во-первых, мы уже знаем, что некоторым депутатам Управление делами президента откажет: при детальном изучении документов выяснилось, что они не вправе претендовать на служебное жилье, потому что имеют квартиры в Москве. Кроме того, не все депутаты до сих пор сдали нам всю документацию, необходимую для получения квартиры.

— Может, им квартира и не нужна?

— Может, и не нужна. А может, просто неоперативно собирают документы. Нужно же представить справки из региона — о составе семьи, о льготах, положенных по закону. Иногда бывают и такие ситуации: депутат — из Подмосковья или другого близлежащего региона, у него там жилье, формально он имеет право на служебную квартиру, но сначала решил, что лучше будет ездить каждый день на работу. Поездил и передумал… У нас в комитете уже лежит просьба от одной из фракций с просьбой выделить несколько квартир дополнительно, хотя все сроки прошли. И такое будет наверняка повторяться.

— «Припоздавших» много?

— Около 10 человек.

— Из тех, кто документы уже сдал, кто-то въехал в дом на Улофа Пальме?

— Все по-прежнему живут в гостиницах. Но мне подтвердили, что 30 ордеров на вселение выписаны, депутатам остается пойти и забрать ключи. В ближайшие дни будет подписано еще около 40 ордеров.

— Но это же не все!

— Не все. Но и оставшиеся в самое ближайшее время будут оформлены. Понимаете, это же не бывает как по щелчку пальцев! Пришел, например, человек, принес документы. Ему говорят: у вас того-то и того-то не хватает. Опять приходится ехать к себе в регион, а это требует времени. Ведь с этим депутат сталкивается впервые, и помощники у них далеко не всегда опытные.

— Правда ли, что проблема с заселением вызвана тем, что вовремя не закончен косметический ремонт квартир в доме на Улофа Пальме?

— Нет. 120 квартир уже отремонтированы, и этого в принципе хватило бы, чтобы заселить практически всех. Проблема в первую очередь в задержке с проверкой документов и их оформлением.

— Но проживание депутатов в гостиницах сверх положенного законом срока — это же дополнительные расходы бюджета…

— Допрасходов не будет, так как на эти цели были заложены достаточные средства. При формировании в 2011 году бюджета на 2012 год нельзя было точно спрогнозировать, какое количество депутатов будет претендовать на жилье. Кроме того, около 20 депутатов, имеющих право на гостиницу, живут у родственников или знакомых.

— Все ли депутаты пятого созыва, не попавшие в Думу шестого созыва, освободили квартиры?

— Есть единичные случаи, когда бывшие депутаты не выезжают. По ним Управделами президента будет решать вопрос через суд. Но есть и ситуации, когда бывший депутат стал сенатором — и ему тоже положена служебная квартира из фонда Управделами президента, но в другом доме, и требуется переоформить документы. Или бывшие депутаты, которые перешли на работу в федеральные ведомства исполнительной власти — им тоже положено служебное жилье, но из фонда ведомства, и пока вопрос до конца не урегулирован…

МЕЖДУ ТЕМ

Пресс-секретарь Управделами президента Виктор ХРЕКОВ сообщил «МК», что подавать в суд на депутатов прошлого созыва, в срок не освободивших казенное жилье, никто пока не собирается: «Об этом речи не идет, массового характера явление не носит. Не съехали всего несколько человек, не больше 10». (По сведениям «МК», среди «вынужденных нарушителей» — ставшая сенатором от Кировской области Светлана Журова.)

По мнению г-на Хрекова, главная причина задержки с вселением депутатов, так сказать, «бумажная». Процедура работы с поступившими из нижней палаты заявками четко прописана: «У нас официальный срок рассмотрения документов, поступивших из Госдумы, — 1 месяц, но в 90% случаев мы срок этот сокращаем. Главное, что нужно проверить — нет ли собственного жилья в Москве у депутатов или их близких родственников и есть ли основания для выделения квартиры именно такой площади. Потом готовится приказ, он подписывается Управляющим делами, оформляется „выписка из приказа“ (то, что раньше называлось ордером), депутат с ней идет в Дирекцию по эксплуатации жилищного фонда и заключает договор социального найма. После этого можно идти и получать ключи…»

Как признают сами депутаты, иногда процесс затягивает непонимание народными избранниками-новичками пределов своих прав. Например, иногда представители северокавказских республик, привыкшие жить большими и очень большими семьями, хотят перевезти в столицу родственников чуть ли не до пятого колена, и приходится им объяснять, что по закону это невозможно. А иногда депутаты в заявке указывают даже номер квартиры, в которой хотят жить, — кто-то из коллег посоветовал: мол, вид хороший. И с ними приходится объясняться…