Вещдоки по делу о бойне в Сагре собирают деревенские

Сагринцы вместе с общественниками из фонда «Город без наркотиков» и своим адвокатом собирают вещественные доказательства, которые полиция не нашла или не пыталась найти на месте побоища. Приобщить эти улики к уголовному делу удается с особым трудом.

Адвокат сагринцев Анастасия Удеревская и общественник из фонда «Город без наркотиков» Евгений Маленкин, в частности, нашли в лесу под Сагрой сим-карты, гильзы, патроны с картечью, которые остались после бегства бандитов и не были замечены полицейскими, проводившими осмотр места.

Местные жители также нашли телефоны нападавших и принесли их своему адвокату. «Мы фиксируем место находки на фото, видео, потом с понятыми происходит процессуальное оформление выемки», — рассказала Удеревская в интервью «Российской газете». Она пояснила также, что люди просто не доверяют правоохранительным органам, поэтому сами туда уже не обращаются.

Она также добавила, что им рассказали, что нападавшие собирались на заправке. Узнав об этом, она и активисты фонда убедили владельца сети заправок представить следственным органам видеозапись. Кроме того, общественники нашли мотоциклиста, который пытался обогнать колонну «карателей» и которого побили, чтобы он не успел предупредить сагринцев. В итоге свидетеля нашли, а его расколотый бандитами шлем должны приобщить к делу.

По словам адвоката, местные следователи даже не пытались основательно искать вещдоки, а осмотр места происшествия был произведен формально к приезду главы Следственного комитета Александра Бастрыкина.

«Территорию обработали, когда готовились к приезду Бастрыкина и огородили участок красивыми желтыми лентами. Однако нападавшие, а их было не менее 60 человек, убегая, прятались по кустам, потом сбрасывали оружие — думаю, в болото, а не там, где натянули ленточки. Наверняка можно еще найти», — считает Удеревская.

В то же время глава фонда «Город без наркотиков» Евгений Ройзман отметил в своем блоге, что официальная передача доказательств состоялась 2 августа. Следствию передали «телефон одного из нападавших, патрон, отстрелянный из помповика, расколотый шлем, показания мотоциклиста». Впрочем, по его словам, «чтобы это осуществить, пришлось позвонить в приемную заместителя генпрокурора по УрФО».

Он также сообщил, что 4 августа в 19:00 в Сагре состоится торжественное вручение жителям народной награды «Серебряный лев» за мужество и достойное поведение. Кроме того, «будет открыт фельдшерский пункт, оборудованный на средства Фонда «Город без наркотиков» всем необходимым для ежедневного приема граждан и оказания неотложной медицинской помощи». А на месте противостояния местных жителей и банды карателей, будет вкопан памятный пограничный столб с надписью «Сагра».

Помимо прочего, глава фонда «Город без наркотиков» пишет об одном из подозреваемых по делу о нападении на Сагру — уроженце Грозного Магомеде Бекове. Относительно его нынешнего местонахождения приходят противоречивые данные. По одним сведениям, он объявлен в розыск. По другим, входит в круг задержанных, но не был заключен под стражу, потому что лежал в больнице с ранением ног. Как выяснил Ройзман, Беков «на самом деле переделанный мент». «Вернее — недоделанный», — добавляет он. Беков учился в институте МВД, но его выгнали на четвертом курсе после того, как он пришел в институтскую столовую и начал поливать студентов из баллончика со слезоточивым газом.

«Из института его, естественно, попросили, и ему пришлось устроиться милиционером в Верх-Исетский РУВД, оттуда его через некоторое время тоже попросили, и он решил перекоцаться в криминальные авторитеты. И у него пролезло, конечно, только среди ему подобных…» — продолжает Ройзман.

Он добавляет также, что в Сагру Беков приехал на машине, принадлежащей выпускнику института МВД, бывшему сотруднику отдела дознания Верх-Исетского РУВД И.Р. Киму.

«На самом деле, по Магомеду Бекову только один вопрос: как следствие дало ему возможность убежать на простреленных ногах?» — заключает глава фонда.

Напомним, что ранее выяснились такие же интересные подробности биографии некоторых других участников нападения. В частности, в погроме участвовали Кардаш Фатахов, который работал водителем главы регионального исполнительного комитета партии «Единая Россия», а также его друг Шамиль Абдурашидов, выпускник Уральского юридического института МВД России. Впрочем, Абдурашидов никогда не состоял на работе в органах.

Евгений Ройзман отмечает также в своем блоге, что, по его сведениям, местным СМИ запрещают освещать события, связанные с Сагрой. Зато этой темой, по его словам, заинтересовались на Западе. «На днях к нам пришел консул США в Екатеринбурге. Целый час обсуждали Сагру. Звонят из The New York Times: «Мы летим. Про Сагру писать!» Живо заинтересовались темой и в The Washington Post. Они действительно воспринимают эту трагедию как красочный вестерн», — говорит Ройзман в интервью «Комсомольской правде».

В газете вышла статья под названием «Битва под Сагрой: они сражались за Родину?», основанная на рассказах Ройзмана об этих событиях. Выход статьи он анонсировал в своем блоге, отметив также, что, по его данным, «статью эту удалось продавить с огромным трудом».

В интервью изданию он описал, как развивались события и что спасло сагринцев от тюрьмы. Он напомнил, что главных защитников деревни Сергея Зубарева и Виктора Городилова поначалу задержали и начали, по его словам, «прессовать». «Да вы знаете, кого убили? Это племянник «вора в законе» Заура, да они вас везде достанут, вырежут всю деревню. Берите убийство на себя, мы вас в хорошую камеру посадим, чтобы они до вас не добрались», — пересказывает Ройзман.

По его словам, Зубарева допрашивали восемь человек, не давали пить, не водили в туалет, запугивали и угрожали. «Мол, не сознаешься, «найдем» сейчас же наркотики, все равно получишь срок. А жену, детей друзья погибшего вырежут», — пояснил глава фонда.

При этом, как выяснилось, некий Заур не такой уж влиятельный человек. По словам Ройзмана, он торговал цветами на рынке и умер от наркотиков около десяти лет назад.

Глава фонда прокомментировал также звучавшую в СМИ версию о том, что бандитов, среди которых были азербайджанцы, поначалу не торопились задерживать, благодаря вмешательству начальника местной полиции и уважаемого члена азербайджанской диаспоры полковника Марата Халимова.

«Мне не важно, где он родился. Заявляю как человек, сотрудничающий с органами уже 12 лет. Система выстроена так: каждого милицейского начальника интересует мнение только вышестоящего руководителя, от которого он зависит. На простых людей, граждан они не сориентированы. Отсюда и соответствующее отношение к народу. Так что все дело в системе, а не в конкретном полковнике Халимове. Кстати, после нашего шума в прессе его уже отстранили от работы, возбудив уголовное дело за халатность», — прокомментировал Ройзман.

Он подчеркнул, что проблема не в конкретных людях, а в общей системе. В частности, когда сагринские женщины, опасаясь за своих мужей, оказавшихся после бойни под стражей, написали коллективное заявление в прокуратуру Свердловской области, заявление у них не приняли. Тогда они обратились в «Город без наркотиков» к Ройзману.

«Наши сотрудники выехали в Сагру. Мы поговорили со всеми жителями, осмотрели место боя, собрали кое-какие улики, потерянные убегавшими бандитами. Звоню прокурору Свердловской области. Ему, оказывается, даже не доложили про бой в Сагре. Хотя прошло четыре дня. Звоню начальнику ГУВД области. Генералу доложили: была пьяная драка, три машины всего. Звоню начальнику областного Следственного комитета. Ему доложили, что человек 15 дрались по пьянке, ничего серьезного!» — рассказал глава фонда.

По его мнению, настоящему расследованию помог широкий общественный резонанс, а также правильная позиция главы СК Александра Бастрыкина. «Он привез бригаду из Москвы, ребята серьезно работают. Хотя по-прежнему не все так просто. Подозреваю, что иные наши правоохранители с удовольствием припаяли бы защитникам Сагры хотя бы экстремизм за то, что посмели дать бой бандитам. Не зря же Бастрыкину пришлось передать дело из Свердловской области в Уральский округ», — отметил Ройзман.

Подводя итог всей истории с нападением банды на Сагру, он заявил: «Простые русские мужики, честно зарабатывающие на жизнь своими собственными руками, наглядно показали всем, что они настоящие мужчины, достойные граждане, способные защитить свои семьи, своих соседей, а вовсе не пьяное быдло, как пытаются представить ныне русскую деревню».