Мнение эксперта: я был удивлен несовершенством ЕГЭ

Закончилась череда скандалов, связанных со сдачей ЕГЭ. В разгаре — пора конфликтов, связанных с зачислением в вузы. Возможность поступить в вузы с результатами ЕГЭ облегчила жизнь школьников, но усложнила работу приемных комиссий. Опыт прошлых лет доказывает: к концу зачисления половина абитуриентов, подавших документы в один вуз, перетекает в другой. Перед школьниками, набравшими высокие баллы по ЕГЭ, выстраивается огромная очередь детей-сирот и обладателей справок об инвалидности. Отнюдь не все эти справки получены законным путем. Недавно в Приморском крае зафиксирован случай, когда отец написал официальный отказ от дочери, чтобы обеспечить ей льготное поступление в вуз.

С каждым годом все больше экспертов думают над тем, чтобы усовершенствовать систему ЕГЭ. В частности, создать модель, регулирующую новые принципы поступления в вузы. Чтобы облегчить жизнь абитуриентов и приемных комиссий, ученый из Центрального экономико-математического института Российской академии наук (ЦЭМИ РАН) разработал алгоритм, позволяющий сделать процесс зачисления в вузы совершенно прозрачным. Юрий Петров, кандидат экономических наук, заведующий лабораторией финансово-кредитных механизмов экономического развития ЦЭМИ РАН, доказал, что с труднейшей задачей распределения миллиона абитуриентов по вузам России всего за одну ночь может справиться… компьютер. А теперь ученый предложил профессиональному сообществу воспользоваться своей моделью.

— Проблема ЕГЭ меня интересовала и раньше, с точки зрения специалиста по применению математических методов в экономических измерениях, — объяснил Юрий Петров. — Последние десятилетия я занимаюсь налоговыми проблемами, анализирую налоговые системы разных стран на основе моей методики измерения полной налоговой нагрузки на оплату труда и прибыль. Поскольку мои дети учатся в школе и поступают в вузы, меня, конечно, заинтересовало, как измеряются школьные знания и насколько субъективны все эти измерения. Я был очень удивлен несовершенством модели ЕГЭ. И особенно распределением по вузам.

Почему до Петрова никто не пытался вплотную заняться этой проблемой?

— Это — очень непростая модель, особенно во всероссийском масштабе, — объясняет директор Центра прикладных экономических исследований и разработок Института развития образования НИУ «Высшая школа экономики» Татьяна Абанкина. — Перед ученым стояла задача целочисленного программирования, где задаются разные условия и разные группы предпочтений.

Однако Петров с самого начала был уверен, что распределение участников ЕГЭ по вузам можно сделать прозрачным и справедливым. В своем докладе на семинаре в НИУ-ВШЭ «Актуальные исследования и разработки в области образования» он предложил создать единый математический центр, в который абитуриенты будут отсылать свои свидетельства о сдаче ЕГЭ. Плюс — некоторые дополнительные сведения (наличие портфолио, победы в олимпиадах, нужда в общежитии, в социальной стипендии и т.п.). Каждый школьник должен сообщить, что вуз А для него предпочтительнее вуза Б, а вуз Б — вуза С и т.п. Вуз, в свою очередь, оставляет в том же центре заявку на абитуриентов с определенным количеством баллов. Получив информацию от обеих сторон, компьютер примеряет вуз к абитуриенту, как готовое платье. Разработанный алгоритм позволяет в считанные часы, с максимальной точностью, с учетом пожеланий всех участников образовательного процесса распределить по вузам России миллион абитуриентов с результатами ЕГЭ. Вузам остается только сообщить своим новым студентам о зачислении.

Математики оценили достоинства предложенной модели.

— Это — красивый этюд на тему формализации приемных экзаменов, — заявил один из создателей ЕГЭ, бывший глава Рособрнадзора, вице-президент РАО Виктор Болотов.

Однако практическая сторона «красивого этюда» была встречена в штыки в вузах. Руководители приемных комиссий оказались не согласны с идеей независимого зачисления в вузы по результатам ЕГЭ.

— Чиновничий орган, который распределяет абитуриентов по вузам, устраняет вуз из процесса формирования контингента, — таково мнение проректора НИУ-ВШЭ Григория Канторовича. — Нет такой задачи у государства — распределять студентов по вузам. А предпочтения студентов меняются в течение месяца, когда проходят вступительные экзамены. Можно ли лишать абитуриентов свободы выбора лишь потому, что трудно работать приемной комиссии?

— Но я ведь не говорил, что это будет централизованное планирование при распределении абитуриентов по вузам. И что к этому будет иметь отношение Министерство образования и науки! — удивляется Петров. — Вузы могут сами создать объединенную приемную комиссию, которая будет принимать заявления от студентов и информацию из базы данных ЕГЭ.

Российские ректоры не хотели бы подобного зачисления. Ведущие университеты мотивируют это своими высокими требованиями. А вузы с низким статусом готовы набирать любых абитуриентов, по самым сомнительным справкам. Система компьютерного распределения ограничит поток абитуриентов в эти вузы и поставит под угрозу сам факт их существования.

При этом у идеи единого центра, куда школьники могли бы сдать свидетельства о ЕГЭ, немало сторонников как в России, так и за рубежом.

— Принцип «единого окна» работает во многих странах, — говорит Татьяна Абанкина. — Мы могли бы организовать «единое окно» для выпускников только одного субъекта РФ, принявших решение обучаться дома. Возьмем, например, Пермский край, где ребята, набравшие баллы ЕГЭ выше определенного уровня и оставшиеся в краевых вузах, получают от области стипендию в 5 тысяч рублей.

…Вступительные экзамены-2011 завершаются. А Юрий Петров готовит свою модель к публикации в профессиональном журнале.

— Если кто-то из ректоров при зачислении в вузы намеревается впредь нарушать правила игры, это — вопрос не математический, — считает ученый.