Второй шанс для полиции: как вернуть доверие полиции

Смерти задержанных от действий полицейских поставили под вопрос эффективность прошедшей реформы МВД. Эксперты разошлись во мнении, что может восстановить доверие к полиции.

Год назад в силу вступил закон «О полиции», который еще на стадии обсуждения наделал много шума. Противники нововведения ожидали, что «смена вывески» не изменит главного — прежним останется поведение людей в погонах и отношение к ним обычных граждан. Впрочем, авторы документа были уверены, что предложенные меры помогут сформировать новый образ сотрудника правоохранительных органов — «юридически грамотного, крепкого в моральном и физическом отношении профессионала, который может защитить не только от преступника, но и оказать социальную, правовую помощь населению, а при необходимости и первую медицинскую».

Задержание или жизнь

1 марта 2011 года закон вступил в силу, но «пятна» на биографии полиции появились уже в конце января 2012 года, когда в одном из питерских отделений жестоко избили 15-летнего подростка. Позже выяснится, что восьмиклассника задержали по подозрению в краже женской сумки и несколько минут избивали руками и черенком от швабры, пока юноша не потерял сознание. Полицейские вызвали «скорую», но подросток скончался по пути в больницу.

Последовавшее за инцидентом разбирательство стало поводом для отстранения от должности начальника полиции Санкт-Петербурга и Ленобласти Михаила Суходольского. Тогда же впервые был поднят вопрос о целесообразности проведенной реформы МВД, но по разным причинам тема не получила развития. Более того — увольнение начальника питерского МВД показало, что изменения в структуре все же наметились.

«Этот пример показывает, что даже те, кто прошли недавнюю переаттестацию, будут отстранены, если в подчиненных им подразделениях допущены серьезные проступки и нарушения», — пояснил «Интерфаксу» член президентской комиссии по вопросам переаттестации высших должностных лиц правоохранительных органов Анатолий Кучерена.

И пока внимание общественности было приковано к вынужденной отставке Михаила Суходольского, министр внутренних дел РФ Рашид Нургалиев рассказал, что в ходе аттестации из органов было уволено 147 генералов, более 5 тыс. сотрудников получили отрицательные характеристики и почти 44 тыс. милиционеров решили уволиться из МВД по собственному желанию.

«При поступлении, а также при перемещении на вышестоящую должность они проходят профессиональные, медицинские, психологические и физические проверки и исследования», — отметил министр.

Очередная гибель задержанного в полицейском отделении заставила вновь усомниться в эффективности принятых мер.

Сергей Назаров попал в отделение ОВД «Дальний» (Казань) 9 марта. Вскоре он почувствовал себя плохо, и полицейские вызвали «скорую». Врач диагностировал у задержанного панкреатит, поставил укол и уехал на следующий вызов. Однако Назаров продолжил жаловаться на боли в животе и спустя сутки оказался в больнице. Врачи обнаружили у пациента повреждение прямой кишки, прооперировали его, но мужчина скончался в реанимации.

В МВД стали разбираться, откуда у задержанного могли появиться такие травмы — открывшиеся обстоятельства заставили вздрогнуть даже людей с крепкими нервами.

Реформа для порядка

Найденных доказательств хватило, чтобы задержать полицейских, причастных к допросу Назарова, расформировать весь отдел, заговорить о возможном проведении повторной переаттестации личного состава МВД и задуматься об отставке министра МВД РФ Рашида Нургалиева и главы МВД Татарстана Асгата Сафарова.

Позже выяснилось, что двое из пяти сотрудников ОВД «Дальний», которые обвиняются в пытках задержанного, в свое время «завалили» психологическую проверку, но продолжили работать в МВД.

«Эта реформа, которая была задумана как элемент очищения милиции и повышения ее качественного уровня, не просто провалилась, она просто напросто не состоялась. И все свелось к банальной замене вывески», — заявил «Интерфаксу» член Совета Федерации Михаил Капура.

По его мнению, единственным эффективным методом борьбы с подобными нарушениями стало бы поголовное увольнение всех сотрудников правоохранительных органов и последовавший за этим тщательный отбор.

«Нужно действовать всеми способами и методами, чтобы навести порядок, иначе мы придем к тому, что у нас будет целая вооруженная армия бандитов в погонах, творящих все, что им заблагорассудится», — считает член Совета Федерации.

По мнению главы правозащитного движения «За права человека» Льва Пономарева, реформа не принесла положительного эффекта, потому что «все коррупционные вертикали ведомства были сохранены».

В свою очередь, зампредседателя комитета Госдумы по безопасности и противодействию коррупции Александр Хинштейн уверен, что исправить ситуацию можно, проведя повторную переаттестацию полицейских с участием россиян. По словам депутата, предыдущая аттестация прошла лишь на бумаге, поскольку хорошо проверить свыше 700 тыс. сотрудников в течение полутора месяцев невозможно.

«Переаттестация сотрудников полиции не привела к нужному результату. Нужно разработать концепцию реформы МВД и провести ее повторно», — убежден парламентарий.

Другой точки зрения придерживается первый замглавы МВД РФ Александр Горовой, отмечая, что принятые меры в итоге приведут к положительным результатам. Он отметил, что «ни в одной стране, ни в одной отрасли, ни одна реформа не воспринималась членами этой структуры и обществом положительно».

«Мы сегодня создали ту коалицию людей, которая приведет к положительным моментам реформирования министерства», — подчеркнул замглавы МВД РФ.

В органах правопорядка не исключают повторной переаттестации сотрудников некоторых регионов при условии, что причиной для этого будет «политическое решение». Однако в управлении собственной безопасности МВД считают переаттестацию в Татарстане бессмысленной.

В интервью «Российской газете» начальник ГУСБ МВД Юрий Драгунцов пояснил, что в Казани раньше чем в Москве участки начали оснащать видеокамерами. Кроме того, портативные камеры стали крепить на лацканы некоторых категорий сотрудников, чтобы «каждый шаг полицейского в течение дежурства был записан».

«После инцидента в казанском отделе полиции «Дальний» министр внутренних дел республики Асгат Сафаров не пытался скрыть происшедшее и не выгораживал подчиненных. Возможно, это и есть свидетельство того, что ситуация в министерстве пусть медленно, но принципиально меняется в лучшую сторону», — подытожил начальник ГУСБ.

В свою очередь, пресс-секретарь премьер-министра РФ Дмитрий Песков назвал абсурдным предложение о новой реформе МВД.

«Грош цена тому государству, которое спешит начать одну реформу, не завершив предыдущую. И грош цена тому государству, которое не проводит последовательную линию как во внутренней, так и во внешней политике. У нашего государства такая последовательность есть. Я думаю, что абсурдно говорить о какой-то новой полицейской реформе», — сказал Дмитрий Песков.

Второй шанс для министра

Впрочем, некоторые не поддержали предложенные меры — так, по мнению замглавы думского комитета по безопасности Геннадия Гудкова, очередная переаттестация не решит проблемы. В то же время, по его мнению, министр МВД РФ Рашид Нургалиев должен ответить за произошедшее.

«Я думаю, что он давно должен был уйти в отставку, потому что столько случалось всяких ЧП, проколов, проблем. Я бы на его месте давно подал в отставку», — считает депутат.

Предложение парламентария раскритиковал член президентского совета по правам человека Валентин Гефтер, заметив, что МВД показало свою неспособность измениться в лучшую сторону. Однако он убежден, что это не повод для списания ответственности за отдельные преступления на чиновников.

«Если министр и та команда, которая немножко изменилась, пришла в министерство больше года назад для того, чтобы провести реформу, не добились этого, или даже появились какие-то негативные явления после определенных мер, о которых мы говорим, — переаттестации, 20%-ного сокращения штатов, увеличения зарплаты — вот за что они должны отвечать», — считает правозащитник.

По мнению российского омбудсмена Владимира Лукина, действующему министру МВД РФ нужно дать больше времени на проведение реформы и говорить о его отставке только в случае ее провала.

«Надо дать ему (Нургалиеву — ИФ) возможность провести реформу. Я сейчас с трудом вижу какую-то другую комбинацию, которая могла сразу бы улучшить ситуацию. Я достаточно хорошо знаком с ситуацией в МВД в последнее время и просто не вижу, как дальше кадровая чехарда может им помочь», — рассказал «Интерфаксу» омбудсмен.

Несмотря на заявления политиков и правозащитников, первый вице-президент Центра политических технологий Алексей Макаркин убежден, что отставка министра МВД РФ — всего лишь дело времени. И связана она будет именно с качеством проведенной реформы.

«По сути, сейчас к Нургалиеву главная претензия связана со сроком пребывания на этой должности. Он занимает пост главы МВД 8 лет, поэтому ему уже нельзя говорить, что вся проблема в тяжелом наследстве, полученном от предыдущего министра», — рассказал «Интерфаксу» политолог.

В то же время он убежден, что резко изменить ситуацию при помощи переаттестации не удалось бы никому — «революция» только бы нарушила работу системы, а коррумпированные элементы продолжили свою деятельность.

Активное обсуждение возможных реформ и отставки главы МВД затмило другую историю, связанную уже с главой полиции Татарстана Асгатом Сафаровым.

В конце февраля в свет вышла его книга «Закат казанского феномена», где автор фактически обосновал необходимость применения пыток подозреваемых. В одной из глав он пишет: «Пусть бросают в меня камни «гуманисты». Но мое глубокое внутреннее убеждение: забрав чужую жизнь, преступник должен расплачиваться своей. И это еще очень даже гуманно. Средневековая жестокость имела логичное объяснение — если нельзя казнить душегуба несколько раз, это слишком легкое наказание, то можно отнять жизнь максимально мучительным способом — в назидание всем остальным».

Цитаты из книги были опубликованы в некоторых СМИ, где их и прочел член Общественной палаты России Анатолий Кучерена.

«Если сообщения СМИ с выдержками из этой книги соответствуют действительности, то такому сотруднику МВД, тем более занимающему руководящую должность, не место в полиции. Он должен либо сам подать рапорт об увольнении, либо его нужно освобождать от занимаемой должности», — заявил Анатолий Кучерена «Интерфаксу».

В свою очередь, глава МВД Татарстана прислал члену Общественной палаты экземпляр издания с напутствием «сделать выводы о книге не по выдернутым из контекста фразам, а по общему смыслу в целом».

«Я не отказываюсь от своих слов и готов их повторить: забравший чужую жизнь преступник должен расплачиваться своей. И, много раз общаясь с родственниками жертв преступников, я, скорее, согласен понять их состояние и поддержать их желания», — отметил министр.

Реформы впереди

По мнению правозащитников, вернуть доверие полиции можно, если создать внутри Следственного комитета РФ (СК РФ) независимое подразделение, которое бы рассматривало заявления против полицейских. Чтобы избежать повторения инцидента в ОВД «Дальний», они предложили изменить стандарты управления и систему оценки работы полиции, повысить качество расследования пыток и несколько изменить судебную практику в части выявления и исключения доказательств, полученных недозволенными методами.

«Необходимо создать специальное подразделение внутри Следственного комитета, которое будет заниматься рассмотрением заявлений и расследованием только в отношении полицейских», — говорится в петиции фонда «Общественный вердикт».

Впрочем, как пояснил директор представительства Amnesty International в РФ Сергей Никитин, некоторое время назад правозащитники, входящие в рабочую группу по содействию реформе МВД, предложили создать в стране независимый орган, куда могли бы стекаться жалобы граждан на действия полицейских. Предложение было разослано в государственные органы разных регионов страны.

«Писем было отправлено порядка 3 тыс. В результате мы получили два типа ответов: один из администрации президента — «ваши предложения будут рассмотрены», а второй — некая отписка на двух страницах от департамента МВД России», — сообщил правозащитник, заметив, что такие результаты говорят только о непонимании или нежелании понять выдвинутые требования.

В то же время лидер «Яблока» Сергей Митрохин сомневается в возможности ощутимых перемен в ближайшее время. А изменения, по его расчетам, произойдут только после проведения дальнейших реформ.

Проще говоря, на чем бы не настаивали эксперты, чтобы вернуть доверие к МВД, поверхностных реформ не достаточно. Следующим шагом с равным успехом может стать и новая переаттестация, и смена главы ведомства, и появление независимого органа, следящего за правомерностью действий сотрудников правоохранительных органов. Но любая блестяще проработанная стратегия не принесет результатов, если неизменным останется отношение граждан и полиции.