Израиль следует правилам ведения войн лучше других

Использование термина «израильская агрессия» и постоянное упоминание еврейского государства как главного нарушителя прав человека, стало в западных СМИ своего рода нормой.

Но мнение журналистов, даже не бывавших на Ближнем Востоке, расходится с мнением заслуженных экспертов.

«Относительно принятых в мире норм, Израиль следовал правилам ведения войны на уровне «значительно выше среднего» во время войны в секторе Газа зимой (2008-2009)».

Такое мнение высказала ведущий эксперт по международному праву и вооруженным конфликтам Сесилия Хеллествайт.

Директор норвежской нерелигиозной произраильской организации «С Израилем ради мира» (Med Israel for fred), Конрад Мирлан, отметил на сайте организации, что «для друзей Израиля не новость, что метод ведения войны Израилем значительно мягче, чем во многих других странах».

«Но это поразительно, когда такое признание исходит от одного из ведущих экспертов по международному праву и вооруженным конфликтам», — отметил Мирлан.

В январе 2009 года норвежские СМИ, при поддержке врачей Мадса Гилберта и Эрика Фосса, описали картину войны в секторе Газы, как самой жестокой и самой враждебной за всю историю войн.

Хеллествайт прочла в сентябре 2009 года в Норвежском университете естественных и технических наук в Тронхейме лекцию на тему «Нарушения международного права, прав человека и Женевской конвенции в войне на Ближнем Востоке». В 55-минутном выступлении содержалось следующее признание:

«Когда речь заходит о правилах ведения войны, они соблюдаются (Израилем) частично. Вы можете это проследить. Я много работаю в сфере изучения войн и международного гуманитарного права, и я должна вам сказать, что после того, как были изучены многочисленные конфликты в течение многих лет, непосредственно конфликт в Газе зимой, был конфликтом с огромными человеческими страданиями, но даже с нарушением правил, это выше среднего уровня, относительно того, что считается нормой в остальном мире. Я говорю вам об этом с глубокой скорбью, но это лишь малая часть реальности».

Чтобы прояснить позицию Хеллествайт по Ближнему Востоку, ей был направлен вопрос: «Правильно ли, что Вы считаете, что Израиль придерживался правил ведения войны в секторе Газы зимой на уровне «намного выше среднего, и в сравнении с тем, что считается нормой, и с другими конфликтами произошедшими в последние годы?»

«Это абсолютно правильное восприятие», — ответила Хеллествайт по электронной почте.

Она также отметила, что скорбь она выражала по поводу многих сторон, участвующий в войнах, в том числе и войнах в Израиле.

В докладе она также отметила, что конфликт между Израилем и палестинцами получает гораздо больше внимания со стороны средств массовой информации и неправительственных организаций по сравнению с другими конфликтами.

Отвечая на вопросы после лекции, Хеллествайт признала, что Израиль придерживался более высоких стандартов, чем другие страны в отношении международного права. В ходе лекции она рассказала, что законы войны были ужесточены, в качестве специфической реакции против Израиля.

Не было никакой реакции, когда западные страны использовали кассетные бомбы и белый фосфор, однако (реакция появилась) когда их использовал Израиль.

«Ближневосточный конфликт со дня основания Израиля был одним из основных двигателей, способствующих развитию международного права, применительно к войне и конфликту. Если вы посмотрите на гуманитарное право, посмотрите на его развитие после 1949 года и Женевскую конвенцию, они всегда менялись в ответ на то, что происходит на Ближнем Востоке, часто в ответ на то, что делал Израиль.

В ответ на оккупацию 1967 года в 70-х годах был приняты дополнительные протоколы к Женевским конвенциям, которые в большинстве случаев почти прямо, или, по крайней мере, косвенно, были вызваны той ситуацией.

Тоже самое происходит и в последнее время. Конвенция о кассетных боеприпасах, составленная в прошлом году, и которую Норвегии подписала одной из первых, была составлена не после того, как НАТО использовал кассетные боеприпасы в Косово, и не тогда, когда американцы широко применяли их в Афганистане в 2001 году, и конечно, не после широкого использования в Ираке в 2003 году. Но после войны в Ливане в 2006 году, после того как мир увидел, что они делают, было очень легко создать климат, в котором можно было подготовить соглашения и стандарты.

То же самое относится в определенной степени к тому, что мы видим сейчас по поводу использования белого фосфора. Белый фосфор очень широко использовался британскими спецслужбами в окрестностях Басры в Ираке в 2003-2004 годах. Из-за этого не было большого протеста. И когда мы говорим о том, что он был использован совершенно по-разному, там были гораздо более серьезные последствия, чем во время войны в секторе Газы зимой.

Но война в Газе привела к тому, что люди поняли, что такое белый фосфор и что он делает, хотя мы уже видели, какие жертвы этот страшный инструмент может вызвать.

Что делается? Ну, теперь это вполне серьезная работа по созданию конвенции, запрещающей применение белого фосфора. Но тогда стоит сказать, что это не поможет палестинцам, или тем, кто вовлечен в этот конфликт, израильтянам, но у этого спора в международном праве есть и фактические функции. Именно потому, что это стало так заметно».

В аудитории слушатели напомнили Хеллествайт, что «международное право не имеет права морального в любом случае, и не пытается таковым быть, и то, что мораль зачастую может очень сильно отличаться от того, что позволяет международное право».

Из-за огромного воздействия средств массовой информации на конфликт между Израилем и палестинцами в Норвегии, может создаться впечатление, что на Ближнем Востоке нет никаких других территориальных конфликтов.

«На Ближнем Востоке есть много нерешенных территориальных вопросов», — ответила Хеллествайт.

«Когда дело доходит до израильской правовой системы, очень важно знать, что в Израиле одно из самых открытых юридически обществ. Это походит через всю жизнь общества. Верховный суд Израиля, называемый Высший суд справедливости, и который является специальным судом, представленным лучшими судьями в Израиле, решает дела, касающиеся прав палестинского народа на оккупированной территории. Это единственная структура такого рода в мире. ВС рассмотрел тысячи случаев по правам палестинцев. Он также действует как своего рода гражданский контроль над Армией обороны Израиля, израильскими военными».

Военные эксперты, также говорят об несколько иной картине этого конфликта.

Британский полковник Ричард Кемп, пошел еще дальше, чем Хеллествайт, в своем интервью Би-би-си в период той войны.

«Я не думаю, что истории войн был случай, когда бы армия прилагала больше усилий по сокращению жертв среди гражданского населения и гибели невинных людей, чем ЦАХАЛ прилагал в секторе Газы», — сказал он.

«Разрушения в секторе Газы большие, но не настолько большие, как в иракском городе, который был оккупирован американскими и британскими силами», — сказал в январе 2010 года интервью Би-би-си полковник Тим Коллинс из Северной Ирландии после посещения сектора Газы.