Грузия — страна, где дорожная полиция не берет взяток

Войны, энергетический коллапс, утрата территорий и первая «цветная» революция — вехи в развитии Грузии после развала СССР. Молодежь не учит или забывает русский язык, как забывает, что такое подкуп чиновника. «Батоно» или «генацвале» — эти слова были знакомы советским гражданам не только по грузинским фильмам. Многие слышали их во время отпуска на черноморском побережье республики и по возвращении домой вдруг по-грузински называли сослуживцев «уважаемый» или «дорогой».

Примечательно, что большинство россиян или украинцев отдыхали тогда в Абхазии. Эта некогда автономная республика — так же, как и Южная Осетия — с 1993 года неподконтрольна Тбилиси. После распада Советского Союза де-факто распалась и Грузия. В 2008 году Москва признала независимость двух самопровозглашенных республик, забыв о том, что на стороне абхазских сепаратистов, например, во время войны 1992-1993 гг. действовал отряд Шамиля Басаева. Того самого, что захватил больницу в Буденновске и готовил нападение на школу в Беслане.

Английский до Тбилиси доведет

В отличие от россиян, граждане Европейского Союза для въезда в Грузию в визе не нуждаются. И европейцам сейчас просто сориентироваться в Тбилиси, где названия улиц указаны по-грузински и по-английски. Русский язык постепенно уходит с лингвистического пространства страны. В 2011 году 70 процентов абитуриентов сдавали в качестве иностранного экзамен по английскому и только 20 процентов — по русскому языку.

В сегодняшней Грузии трудно найти девушку или молодого человека, свободно говорящих по-русски. А потому будущий психолог, студентка одного из частных университетов Тбилиси Анна Катамадзе — скорее, исключение. Она родилась 25 декабря 1991 года, то есть прожила при Советском Союзе только один день. «К счастью, — говорит Анна. — Я хорошо помню те развалины, которые оставило после себя это государство».

Достаток — не главное

Между тем отец Анны, 50-летний Заза Катамадзе считает, что до 1991 года «в материальном плане все были обеспечены гораздо лучше». Во многом благодаря развитому в Грузии еще в советские времена частному предпринимательству. Дом, в котором сейчас живет семья Зазы, купил его отец, художник по интерьерам.

«Он хорошо знал свое дело и заработал на дом благодаря частным заказам. Я бы сейчас, наверное, не смог накопить столько денег», — признается Катамадзе, сотрудник юридической фирмы в Кутаиси. И тут же добавляет: «Но никакое материальное благополучие я не променяю на сегодняшние возможности добиться того, чего я хочу».

Оптимизма прибавляет динамика роста заработной платы. Согласно сравнительным данным по бывшим советским республикам, в середине первой декады 21-го столетия Грузия по этому показателю была в конце списка. В 2010 года она перебралась в его первую половину. По официальным данным, средняя зарплата по стране в пересчете составляла около 350 долларов, а вот пенсия меньше, чем в Грузии, по-прежнему только в Туркмении и Таджикистане.

На обломках промпроизводства

В Кутаиси, на западе Грузии, где живет Заза Катамадзе, в советские времена выпускали грузовики «Колхида». Сейчас на территории этого предприятия расположены сразу несколько заводов, а по сути — цехов. Крупные промышленные предприятия в Грузии практически полностью зависели от поставок сырья из других советских республик, которые были и главным рынком сбыта. Шансы на возрождение национального автомобилестроения эксперт грузинского Фонда стратегических и международных исследований Каха Гоголашвили оценивает как призрачные. А вот, например, у металлургического завода в Рустави, по его мнению, хорошие перспективы.

«Пока там работает один литейный цех. Однако металлолома, вывозимого из Грузии ежегодно, хватило бы на то, чтобы комбинат заработал на прежнюю мощность», — говорит эксперт. Тогда, считает Гоголашвили, страна была бы в состоянии обеспечить собственные потребности в металлопродукции и, возможно, выйти на рынки соседних стран.

Грузинский чай и не только

Целиком на внутренний рынок направлено и производство чая. Между тем, в Советском Союзе, указывает эксперт, до 95 процентов чая поставлялось из Грузии. Как и тогда, сегодня в аграрном секторе занято до половины населения республики. Но с прекращением поставок вина и цитрусовых в Россию Грузии пришлось сделать ставку на меньшие по объему рынки. Сейчас, по данным Кахи Гоголашвили, алкогольных напитков «made in Georgia» продается на сумму 100 миллионов долларов в год.

Восстановление грузинской экономики, по мнению эксперта, вряд ли возможно без финансовой поддержки Запада. После обретения независимости крупнейшим донором Грузии стали США. Каха Гоголашвили указывает, что Вашингтон предоставил Тбилиси безвозмездной технической и экспертной помощи, а также оборудования и финансов, на сумму до двух миллиардов долларов.

Коррупция стала позорным делом

У западной помощи есть и оборотная сторона. Прежде всего, в энергетической сфере в период с 1996 по 2003 год, когда, по словам Гоголашвили, «чиновники особенно распустились», значительная часть средств была разворована. «Для госслужащих взяточничество было неотъемлемой частью каждодневного труда», — вспоминает сотрудница международной организации Transparency International Нана Лобжанидзе.

Борьба с коррупцией стала одним из главных лозунгов лидера первой «цветной» революции на постсоветском пространстве Михаила Саакашвили. После прихода к власти в 2004 году тогда 37-летнего президента в стране произошло радикальное омоложение чиновничьего и полицейского аппаратов, была проведена реформа автоинспекции и гражданского кодекса, введен единый госэкзамен.

В таблице индексов восприятия коррупции 2010 года, которую составляет Transparency International, Грузия находится на 68 из 178 мест — между Италией и Бразилией. Из постсоветских республик выше в этом рейтинге только страны Балтии. «Коррупция в Грузии стала позорным делом», — резюмирует Каха Гоголашвили. В то же время Нана Лобжанидзе цитирует заявления представителей ЕС и США, которые вновь говорят о фактах взяточничества в высших эшелонах власти.

Война и политика

Восстановление территориальной целостности Грузии — цель и мечта Тбилиси. Однако боевые действия, которые в августе 2008 года начали грузинские войска в Южной Осетии, привели к кровопролитному конфликту с Россией. Он был улажен при посредничестве Евросоюза. Брюссель тогда поддержал Тбилиси, обвинив Москву в несоразмерном применении силы. Евросоюз и США выделили Грузии несколько миллиардов долларов.

Однако еще с ноября 2007 года, когда в Тбилиси против оппозиции были применены дубинки и слезоточивый газ, не пущенные в ход даже во время «революции роз», поддержка Саакашвили на Западе стала ослабевать. Не исключено, что нынешний президент Грузии пойдет по пути своего политического противника Владимира Путина: по истечении последнего президентского срока в 2013 году он пересядет в премьерское кресло.

К этому времени в Грузии окончательно вступит в силу конституционная реформа, ограничивающая полномочия главы государства и усиливающая позиции председателя правительства. От советской привычки держаться за власть до последнего, похоже, еще не удалось избавиться ни одному грузинскому лидеру.