Дачный кооператив «Минобороны»

Ведомство Анатолия Сердюкова распродает исторические усадьбы под коттеджи для нужных людей.

Новая волна приватизации госимущества активно продолжается и в недрах оборонного ведомства. В рамках именно этой кампании 16 августа Минобороны проведет торги по нескольким земельным участкам – не нужные подмосковному военному санаторию земли будут реализованы, очевидно, под коттеджную застройку. И всё бы ничего, если бы эти земли не были участками исторической усадьбы «Архангельское», более того – частью уже сложившейся территории одноименного музея-заповедника.

Приказ об этом за номером 967 был подписан министром обороны Анатолием Сердюковым 21 июня сего года. Начальная цена участка площадью 20,67 га — 598 млн рублей, минимальный шаг аукциона — 12 млн рублей. При этом большая часть участка (12 га) находится в охранной зоне ансамбля усадьбы «Архангельское», а часть (0,78 га) – на территории усадьбы. Бывавшие в этом парке вспомнят корпуса военного санатория, заслонившие в 30-е годы прошлого столетия вид из основного дворца на Москву-реку – так вот, речь идет в том числе об участках, прилегающих к этим корпусам.

«Согласно постановлению правительства РФ № 388 от 03.04.1996 территория ансамбля и его охранных зон должны быть переданы в бессрочное пользование музею-усадьбе «Архангельское», — говорит представитель ВООПиК (Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры) по Подмосковью Екатерина Титова, – Эти территории были утверждены в 2001 году. Минобороны оформило собственность на выставленный на продажу участок в 2005 году. Таким образом, Министерство обороны препятствует реализации постановления правительства и торгует землей, которую оно по закону должно передать музею».

Ранее, надо сказать, в оборонное ведомство поступали запросы и от музея, и от депутатов местных муниципальных собраний, и от общества охраны памятников – все заявители просили передать земли на баланс музея. На это Минобороны отвечало, что «данные земельные участки планируется использовать для нужд обороны, и их предоставление музею не представляется возможным». Однако в июне, видимо, произошло что-то, после чего оборонное значение земель под Архангельским резко исчезло.

Тем временем на соседних участках, которые Минобороны уже передало в частные руки, вовсю работают строители. Это также охранная зона усадьбы «Архангельское», определенная еще в 1990-х годах, но никакой режим регулирования застройки здесь не соблюдается. «Большая его часть из федеральной собственности перешла в собственность частных лиц для «ведения садоводства», — пишут в своем открытом письме защитники «Архангельского». – В конце июня «садоводы» проложили по территории охранной зоны дороги и завезли бытовки с рабочими. Самые активные из них уже начали возводить в охранной зоне усадьбы «садовые домики» площадью 600 кв.м. и высотой в три этажа. Представители одного из новых собственников – Д…ой И.Г. полностью убеждены в своей безнаказанности и продолжают возведение коттеджа, несмотря на многочисленные предупреждения о незаконности работ».

Между тем, подобная же «оптимизация» земельных угодий Минобороны происходит не только в ближнем Подмосковье, но и в центре самой столицы. На углу Старомонетного и Толмачевского переулков пока еще стоит полуразрушенная усадьба середины XIX века, одноэтажная с мезонином и деревянная. Еще лет 30 назад в ней размещались службы 439-й военно-картографической фабрики им. В. В. Дунаева – ей же принадлежит крупное здание по соседству, за адресом Б. Полянка, д. 9. Долгие годы после перестройки усадьба стояла заброшенная, в последнюю пятилетку она заметно разрушается – это уже вызывает тревогу градозащитников.

— Разрушаться дом начал еще в 90-е годы, — рассказал «СП» краевед, знаток Замоскворечья Александр Фролов. – А так, по правде говоря, все эти усадьбы начали приходить в упадок с самого начала советской власти. Никто ведь серьезно не вкладывался в реконструкцию этих маленьких, односемейных домов. Еще когда в дохрущевские времена существовали дворники, они как-то следили, а потом до этих зданий дела не стало никому – слишком они не вписывались в образ социалистического города.

Сейчас в доме провалилась крыша, упала одна из стен кирпичного дома на том же участке, говорит Фролов. Поэтому «поднять» этот усадебный комплекс очень сложно и дорого. «Использовать его как дом приемов для крупной корпорации неинтересно из-за размера, а для мелкой – слишком накладно при реставрации», — подчеркивает краевед.

Этот участок – вместе с комплексом картографической фабрики на Полянке, вместе со зданием на Гоголевском бульваре и другими военными объектами – продается с торгов. Они пока не проведены, но уже анонсированы – причем еще в кризисном 2009 году.

— Получить за объекты адекватную цену в условиях кризиса не представляется возможным, — рассказывал тогда «Известиям» член Общественного совета при Минобороны Игорь Коротченко. — Они вряд ли покроют те расходы, которые потребуются для обустройства новых частей в новых местах дислокации.

Но, видимо, извлечение выгоды для ведомства в случае с данной усадьбой, не так уж важно для Минобороны. Дело в том, что, как говорят бывшие сотрудники 439-й фабрики, усадьба в Старомонетном, в двух шагах от Третьяковской галереи, якобы станет, так или иначе, резиденцией самого министра Анатолия Сердюкова. «Вы думаете, для чего он отсюда выводит фабрику? – горько спрашивает одна из сокращенных сотрудниц. Уже есть документы о продаже, а рабочие, которые тут ходили и делали замеры, прямо говорят – будем этот дом строить как особняк для Сердюкова». Буквально через несколько дней после разговора с корреспондентом «СП» эта сотрудница отказалась от публичности — «Очень боюсь проблем, голову открутят»,- призналась она.

— А что, это была бы неплохая идея, — комментирует Александр Фролов. – Сделали бы там резиденцию какую-нибудь, действительно. Потому что кроме как за государственный счет, у усадьбы мало шансов на выживание – это категорически невыгодный для частников проект.

Аналогичный, только находящийся в лучшем состоянии особняк Щукиных в Знаменском переулке уже сейчас используется как резиденция для предположительно одного из высоких чинов Минобороны. Он находится в неплохом состоянии и вовремя ремонтируется. Так что, действительно, для отдельно взятого домика с мезонином в Замоскворечье перспектива стать домом для Анатолия Сердюкова может быть неплоха.

Однако, учитывая, что Анатолий Сердюков не первый год работает госчиновником очень высокого ранга, и послужной его список известен – надежды эти могут оказаться призрачными. Например, аналогичная операция в Санкт-Петербурге пока обернулась сносом известного «Литературного дома» у Аничкова моста на Невском проспекте. «Коммерческий проект госслужащего Анатолия Сердюкова добивает исторический особняк, выстоявший под бомбами гитлеровских бомбардировщиков, — писала в январе 2011 г. газета «Роспрес». — …Формально фирма «АвтоКомБалт» записана на доверенных лиц Сердюкова – Артура Позова и Александра Усова, вместе с братом Петром числящегося зиц-владельцем стремительно растущих активов промышленной группы «Союз». Через этих троих уполномоченных чиновник Анатолий Сердюков последовательно превращает управляемое госимущество в частную собственность. Недавно им достались принадлежавшие Минобороны объекты в Комарово. В свою очередь, «литературный дом» стал жертвой министра благодаря его работе в налоговых органах.

…Ранее помещения на Невском, 68 занимало петербургское Управление федеральной налоговой службы. Там работал и молодой глава УФНС Анатолий Сердюков, которому настолько нравилось центровое место, что хотелось сохранить особнячок для себя. Желание мужа дочери старейшего путинского соратника Виктора Зубкова – закон для государственной машины, и федеральный объект переоформили на «АвтоКомБалт».

Поэтому – а ведь, помимо Литературного дома, подобные истории рассказывают и про другие объекты – хотелось бы большей ясности и открытости – кому и за какие деньги будет продана эта недвижимость. Как и все остальные объекты на территории Москвы и других регионов, от которых министерство один за другим избавляется. По подсчетам экспертов, если все эти объекты будут реализованы по рыночной цене, Минобороны станет богатейшим из российских ведомств. Вырученные средства, по словам официальных спикеров министерства, будут потрачены на жилищную программу для военнослужащих. Дойдут ли?