По совести и по закону

Вот уже второй месяц вся прогрессивная (а также консервативная) общественность обсуждает происшествие в храме Христа Спасителя накануне Дня защитника Отечества…

Вы, уважаемый читатель, уже наверняка догадались, что речь идет об импровизированном «выступлении» панк-группы Pussy Riot, которое было растиражировано благодаря многочисленным фотографам и операторам, находившимся — вот совпадение! — в момент «концерта» в храме. С тех пор общество разделилось на две части: одни считают поступок девушек из группы выражением социального и политического протеста, другие — преступлением, которому нет прощения.

И проблема в том, что золотой середины между двумя точками зрения быть не может. А потому в СМИ и социальных сетях вовсю идут споры о размере наказания, которое должны понести участницы Pussy Riot (и должны ли вообще). Защитники активисток давят на жалость, напоминая о наличии у них малолетних детей. Оппоненты возражают: а чему научат эти мамы своих чад? Участницы группы не раскаялись в содеянном, а значит, считают свой поступок обычным делом…

Наверное, столь огромный резонанс вызван тем, что храм Христа Спасителя — это не просто самый главный собор страны. Это один из символов России и ее национальной психологии. Разве собор строили, а затем восстанавливали всем миром, чтобы он превратился в концертную площадку для никому не известной группы, которая уродство своих текстов компенсирует ничем не сдержанным эпатажем?! Если в главном храме страны можно творить ТАКОЕ, значит, можно все… Поэтому те, кто считает, что за подобные «выступления» нужно наказывать, безусловно правы. Но исходя из чего должна определяться мера наказания? На этот вопрос ответа, похоже, пока нет ни у кого — ни у церкви, ни у государства, ни у общества.

На радость «шалуньям», в России церковь отделена от государства, и максимум, что может им грозить, — несколько лет тюрьмы. Да и суд, учитывая наличие малолетних детей, наверняка примет решение об условном сроке для участниц группы. Тогда как в большинстве мусульманских стран за подобные «панк-молебны» их организаторов наверняка бы забили камнями на площади…

Поэтому мне смешно слышать заявления, что арест и судебный процесс против Pussy Riot — это попытка поставить церковь выше госаппарата. Разве стремление наказать за хулиганство является признаком теократического государства? Нет! Так дадим же нашему, мирскому, суду разобраться в этом непростом деле — в строгом соответствии с Уголовным кодексом, а не с религиозными чувствами или политическими соображениями.