Аэрофлот «посадят» в Страсбурге?

Родственники жертв пермской акиакатастрофы, так и не получившие деньги от страховой компании, будут судиться с Россией в Европейском суде по правам человека.

Родственники погибших при крушении самолета «Боинг» под Пермью в сентябре 2008 года намерены обратиться в Европейский суд по правам человека. Cо дня катастрофы, унесшей жизни 88 человек (82 пассажиров и 6 членов экипажа) прошло уже более двух с половиной лет, однако близкие жертв трагедии так и не смогли добиться выплаты положенных им компенсаций. Более того, до сих пор даже не определено, в каком из судов это дело должно рассматриваться.

Адвокат потерпевших Игорь Трунов уверен: ответчики — «Аэрофлот» и страховая компании «Москва» — намеренно затягивают процесс, чтобы не платить по счетам. «Суды не принимают никаких решений, а просто играют с нами в футбол. Например, иск Галины Бересневой, у которой в авиакатастрофе погибла дочь, рассматривался то в Савеловском суде, то в Пресненском, а теперь Мосгорсуд направил материалы дела в Головинский суд столицы», — говорит защитник. Уже в ближайший понедельник он собирается передать в Страсбург жалобу, в которой поставит вопрос о нарушении в отношении его доверителей права на справедливое судебное разбирательство в разумные сроки, а также права на эффективные средства защиты нарушенных прав.

В беседе с корреспондентом «СП» Игорь Трунов подробно рассказал о претензиях к российскому правосудию:

— Уже два с половиной года потерпевшие пытаются добиться от Аэрофлота и страховой компании возмещения вреда, то есть, по сути, исполнения ими своих обязанностей, которые регламентированы законом, а именно — Воздушный кодексом и договорами страхования. Но ничего не удается. Вообще этого суда не должно быть, потому что суть любой уважающей себя и клиентов страховой компании — выполнять свои обязательства по договорам страхования. А мы за все время судебных тяжб не смогли добиться основного, а именно самого предмета рассмотрения — подлинника договора страхования. С точки зрения закона это полный бред. То есть мы подаем в суд на исполнение договора страхования, где предмет — этот договор, а нам говорят: «Этот документ — наша коммерческая тайна, мы его не дадим». От кого коммерческая тайна? От суда Российской Федерации?

«СП»: — Но суд ведь может ответчика обязать?

— Может, конечно, но почему-то реагирует по-другому. В том смысле, что «ну, не дадите, что ж, и не надо», и выносит решение нам отказать. По-моему, это нельзя назвать судом, это келейные междусобойчики, которые, которые попирают все нормы международного права, гарантирующего справедливое судебное разбирательство. Но тут судебного разбирательства как такового вообще нет: справедливое оно или не справедливое — это уже как бы второй вопрос. Начала надо добиться, чтобы суд состоялся. А нас без конца футболят: то в один направят, то — в другой, теперь — в третий. В эту среду было очередное заседание Мосгорсуда, который вынес решение о том, что дело должно рассматриваться на этот раз в Головинском суде.

«СП»: — Чем эти решения мотивируются?

— Они говорят: то адрес у нас поменялся, то еще что-то там происходит. И все спрашивают наше мнение. Да абсолютно без разницы, где это дело будет рассматриваться — в Головинском, Замоскворецком или Савеловском суде! Не это главное. Претензий по территориальности у нас нет. Нам не дают договор страхования ни на одно из судебных заседаний — вот, где проблема. А они уводят разговор совершенно в другую плоскость и уходят от основной темы. Темы — почему вы деньги людям не платите?

«СП»: — А о какой страховой компании идет речь?

— О страховой компании «Москва». И мы понимаем, что такое ее поведение — это лишь способ минимизировать затраты на выплаты возмещения вреда потерпевшим.

«СП»: — Сколько страховщики должны выплатить?

— Они должны выплатить соответственно с договором страхования, который, кстати, был заключен на международную перевозку. Самолет летел из Турции, из Стамбула, а там действуют европейские правила страхования и Монреальская конвенция 1999 года, которая страхует каждого пассажира на 250 тысяч специальных прав заимствования или 16 млн. рублей (в зависимости от курса эта сумма может составлять и 18 млн. рублей). Но насколько я знаю, по крайней мере проходила такая информация, что свои обязательства компания выполнила в отношении семьи Геннадия Трошева (генерал-полковник, советник президента РФ — прим. «СП»). Погибший был высокопоставленным чиновником, и закон в данном случае нарушать не стали.

«СП»: — Но среди погибших были и другие VIP-персоны…

— Возможно, что и остальным выплатили по тем же причинам, просто такую информацию обычно предпочитают не разглашать. Трошевы закрыли вопрос по суду мировым соглашением, поэтому об этом стало известно. Про других достоверно не знаю.

Вообще складывается впечатление, что людям говорят: «Вот видите, ваш Трунов бегает по судам уже два года и еще столько же будет бегать. Поэтому либо вы берете сейчас гораздо меньше, чем положено (это от 1,5 до 3 млн. рублей), либо вообще ничего не получите».

В итоге мы пишем заявление о возбуждении уголовного дела в отношении судьи, который вынес заведомо противоправное решение, не истребовав даже предмета рассмотрения. Мы попросили прокуратуру, чтобы она проверила этого судью, а также представителей «Аэрофлота» и страховой компании. Но сроки все прошли, а ответа все нет. Скорей всего, наше заявление потихоньку где-то умерло в Следственном комитете, потому что понятно: возбудить уголовное дело в отношении страховой компании, «Аэрофлота» и федерального судьи — это не про Россию разговор. Хотя по закону каждый гражданин должен иметь право в случае преступления написать заявление и получить надлежащую реакцию государства. Этой реакции в отношении родственников погибших нет. Зато у нас всегда найдутся «неприкасаемые»: когда дело касается каких-то крупных корпораций или высокопоставленных должностных лиц наши следственные органы реагируют своеобразно — уголовное дело обычно не возбуждается. Мы считаем, что у нас есть предмет для обращения в Страсбургский суд, поскольку в нашем случае налицо явные признаки нарушения 6-й статьи Конвенции по правам человека, которая гарантирует право на справедливое судебное разбирательство в разумные сроки, а также статьи 13 — право на эффективные средства защиты нарушенных прав. Хотелось бы, чтобы Российская Федерация все-таки реагировала на действия своих чиновников, реагировала на действия суда, который должен защищать права и свободы человека, а он непонятно чем занимается.

«СП»: — Когда вы намерены направить жалобу в Страсбург?

— Мы это сделаем в ближайший понедельник, 4 апреля.

«СП» обратилась за комментариями и к другой стороне правового конфликта — страховой компании «Москва».

«Мы действуем исключительно в рамках решений, которые принимаются судом, — пояснилгенеральный директор СК Сергей Шахматов. — Все необходимые документы, которые запрашивал суд, мы предоставили. О договоре страхования в запросе суда ничего не было сказано. Потом мы не обязаны показывать адвокату договора, которые у нас заключены с нашим клиентов «Аэрофлотов».

Из досье «СП»

«Боинг — 737-505» авиакомпании «Аэрофлот-Норд» разбился 14 сентября 2008 года на подлете к Перми. Все находившиеся на борту погибли. Среди жертв катастрофы было много известных людей, в том числе: генерал-полковник, советник президента РФ Геннадий Трошев, депутат Государственного совета Александр Трофимов, глава компании «Май» Олег Яшманов(погибли также его двое маленьких детей), именитый пермский велосипедист, технический директор «Стефи-вело» Сергей Ижболдин, первый вице-президент федерации самбо РоссииВладимир Погодин, а также дочь, зять и внучка уполномоченного по правам человека в Пермском крае Татьяны Марголиной.

По данным Межгосударственного авиационного комитета, причиной крушения стала потеря командиром воздушного судна Родионом Медведевым ориентации в пространстве. Пилот, как установило следствие, находился за штурвалом «в психически неуравновешенном состоянии, обусловленном наличием алкоголя в организме». Этот вывод подтверждается заключением судебно-медицинской экспертизы.

В октябре прошлого года Следственный комитет продлил срок следствия по уголовному делу, возбужденному в связи с авиакатастрофой. Ведомство собиралось проверить действия должностных лиц ЗАО «Аэрофлот-Норд», допустивших Медведева к управлению лайнером, а также проанализировать выявленные в ходе следствия недостатки в организации предполетной подготовки и обеспечении безопасности полётов. О результатах пока ничего не известно.

С пермской трагедией связано резонансное дело милиционера-мародера Константина Плешивых. 26-летний сотрудник ОВД по Дзержинскому району Перми присвоил ценности погибших (золотые украшения и несколько мобильных телефонов), которые были собраны на месте катастрофы и отправлены на ответственное хранение под присмотром сотрудников правоохранительных органов. В декабре 2008 года Плешивых был осужден за кражу на полтора года лишения свободы.

А в конце марта чуть было не разразился скандал в связи со слухами о строительстве на месте падения «Боинга» платной парковки. Тревогу забили жители близ лежащих домов. Однако власти города вскоре выступили со специальным заявлением, в котором заверили, что «никаких разрешений на строительство автостоянки на этой территории не выдавалось и выдано не будет». Сейчас на месте крушения высажена аллея памяти и возведена часовня.