Как решать проблему падения нравов современной молодежи

Чудовищное падение нравов в среде современной молодежи вызывает справедливое возмущение сознательной общественности, состоящей преимущественно из родителей этой самой молодежи. Собственно, в этом казусе и видится ключ к решению объективно существующей проблемы.

В прошлом году главный виновник моральной деградации был идентифицирован. Это СМИ и в первую очередь Интернет, которые и транслируют безнаказанно вредоносную безнравственность, оказывая на беззащитное подрастающее поколение тлетворное влияние. Для противодействия этому пагубному прессингу было предложено следующее мероприятие — уроки «медийной безопасности» в школах, где детишек учили бы самостоятельно фильтровать информацию и порочную информацию решительно отвергать. Что ж, проблема действительно существует, специально назначенные чиновники с подачи родителей ищут пути ее решения.

Хочу в этой связи вот на что обратить внимание. Тревогу забили родители. Кто такие родители современных детей? Это в подавляющем большинстве советские дети.

А давайте-ка теперь вспомним свое советское детство. В какой степени советский школьник подвергался «медийной опасности»? Правильно, практически в нулевой. У наших с вами советских родителей в принципе не было такой проблемы — как оградить свое чадо от порнухи, чернухи, пропаганды нездорового образа жизни и прочих напастей, как провести воспитательную работу, если вдруг оградить не удалось. Да просто не показывали ничего такого по ЦТ, не рассказывали в «Радионяне», не писали в партийной и комсомольской прессе, не говоря уже о «Пионерской правде». Залетными же информационными носителями с загнивающего Запада можно пренебречь как статистической погрешностью. Гарантировано государством и его компетентными органами. Плюс к этому могучая система тотальной организации счастливого детства: октябрятские звездочки, пионерия, комсомолия, дворцы молодежи, кружки рукоделия и авиамоделирования, спортивные секции, стройотряды и детская комната милиции. И до кучи — бдительные бабушки на лавочках во дворе.

Таким образом, «медийная безопасность» советских детей, которые сейчас стали родителями, обеспечивалась как бы сама собой. Из воздуха. И, соответственно, личного опыта, как все это счастье делается собственными руками, у подавляющего большинства современных родителей попросту нет. Неоткуда взяться. И выросшие советские дети, столкнувшись с неразрешимой проблемой, рефлекторно обращаются в то место, где эта проблема когда-то решалась, — к государству. А куда ж еще?

Вот только это другое государство. Не в категориях «лучше» или «хуже» по сравнению с советским — просто оно построено и функционирует на принципиально иных ценностных основаниях. Оно не ставит перед собой задачу развития, обогащения и качественного преумножения человеческого капитала. В нынешней версии государства это проблема самого человеческого капитала.

В этой же данной нам в ощущениях реальности немыслимо запрещение телевизора и Интернета и возрождение советской информационной дистиллированности. К слову, именно советские «глушилки», унылое навязывание некритичного единомыслия и производные от всего этого — идеологическая замшелость с небоеспособностью — поучаствовали весьма продуктивно в крушении советского государства. Уж всяко куда деятельнее, чем пресловутое ЦРУ с «жидомасонами».

Нет, конечно, даже унылое и некритичное единомыслие, бесспорно, лучше и спокойнее, чем обсуждаемая нефильтрованная «медийная опасность». Однако для единомыслия требуется мысль. Причем, как показывает наша же практика, мысль, более затейливая, чем «партия — наш рулевой». То есть стройная, многоуровневая, перспективная, адекватная картинка мира, общественных задач и методик, которая базируется на столь же стройной и воспринятой обществом системе основополагающих ценностей. Это еще называют идеологией. В конце концов, советское государство не в вакууме же граждан держало, а предлагало им конструктивную идеологию с поправкой на вышесказанное.

Так вот, задачу выработки конструктивной системной идеологии текущее российское государство перед собой тоже не ставит. А попытка избранного президента Владимира Путина этот вопрос хотя бы пунктирно обозначить столкнулась с непониманием «политического класса».

Повторяю: это все не «лучше» и не «хуже», это объективная данность текущего момента.

…В этой данности бессмысленно по привычке подвергать заунывным и яростным поношениям несчастных госчиновников, вся вина которых ровно в том, что они вняли предыдущим заунывным и яростным причитаниям и бросились фильтровать «медийную опасность», не имея ни малейшего представления об устройстве требуемых фильтров. Они ж тоже советские дети — откуда им это представление взять?

Они всего лишь действуют как могут в логике текущего государства и того общества, которое 20 лет назад заказало построение именно такого государства.

И действительно, какой резон в этой логике обсуждать, хватит ли для «медийной безопасности» одного урока или нужно тыщу залудить?

Нет, оно, конечно, может быть, еще и само как-нибудь когда-нибудь наладится. Ну вот, например, Путин с Медведевым посоветуются да и пришлют в каждую семью по своему представителю для обеспечения «медийной безопасности». Или сами по очереди будут дежурить. На пару.

Только это когда еще случится. А наши дети живут в известной объективной реальности сегодня. Каждый день.

…Взрослыми придется быть нам самим. Советским детям. Нынешним родителям.

Читать своим детям хорошие книжки на ночь. Ходить в кино и обсуждать увиденное. Ходить в музеи, на концерты, на футбол и на вечеринки.

Быть немножко в курсе, кто такая Леди Гага и что такое «Десятое королевство».

Пользоваться в мирных целях такими достижениями цивилизации, как видео и Интернет — и вы увидите, что «Приключения Электроника» нравятся несоветским детям так же, как и советским.

Навязывать свои фильтры — ведь папа с мамой куда большие авторитеты, чем Путин, Медведев и Джастин Бибер вместе взятые. Любить и воспитывать, иными словами.

Для этого, в конце концов, и нужны родители, а не для того, чтобы откупаться куклами и «мерседесами», селить в закрытых зверинцах для «элиты» да оставлять в наследство состояния.

…Вы сами удивитесь, как из этого набора банальностей, откуда ни возьмись, вырастет государство, которое поможет нам, в том числе и с «медийной безопасностью».