Дело о погребальном ковчеге брата Христа закрыто

На прошлой неделе окружной суд Иерусалима оправдал израильского антиквара Одеда Голана (Oded Golan), обвиняемого в подделке оссуария (погребального ковчега), в котором якобы содержались останки брата Иисуса Христа – Иакова. Судьи не нашли доказательств фальсификации артефакта, как, впрочем, не смогли убедиться и в его подлинности. Коллекционера обвинили в незаконном хранении и торговле предметами старины без соответствующей лицензии.

История эта давняя, в своё время вызвавшая в учёном мире одновременно и восторг, и разочарование. В 2002 году коллекционер-любитель Одед Голан и его напарник Роберт Дейч (Robert Deutsch) объявили о том, что им удалось найти первое материальное доказательство существования Иисуса Христа. Сотрудникам израильского Управления по делам древностей была предъявлена каменная урна, на одной из сторон которой имелась надпись на арамейском языке «Иаков, сын Иосифа, брат Иисуса».

У каждой сенсационной находки должна быть своя правдоподобная «легенда», поясняющая, при каких обстоятельствах она была приобретена. Голан утверждал, что купил оссуарий за 200 долларов ещё в 1967 году во время Шестидневной войны в Старом городе Иерусалима у некоего араба, который торговал предметами старины, купленными у «чёрных» археологов. В какой именно лавке была совершена покупка, он уточнить не смог, ссылаясь на плохую память. Также неясно, почему столь ценная вещь где-то пылилась больше 30 лет? Однако всё это мелочи по сравнению с великим открытием.

На первый взгляд, подлинность самого оссуария не вызывала сомнений, а вот надпись, которая, собственно, и являлась «гвоздём программы», нужно было тщательно изучить. Проделав массу лабораторных анализов, израильские учёные пришли к выводу, что известковый налёт, покрывающий ковчег, значительно «моложе», чем внутренние стенки ящика, по возрасту полностью соответствующие подобным артефактам I века. Таким образом, надпись была признана фальшивкой, правда, искусно выполненной в XX веке. К такому же заключению пришли эксперты из Лондона. Между тем, исследования продолжались. Американские специалисты, в частности профессор университета Джонса Хопкинса (США) Кайл Маккартер (Kyle McCarter), не согласился с заокеанскими коллегами и предположил, что историческая реликвия вполне может быть подлинной. Мнения учёных кардинально разошлись.

Но у израильской полиции, видимо, были основания не доверять горе-открывателю. При первом же обыске, произведённом в мастерской Одеда Голана, обнаружились несколько подозрительных предметов, позволяющих предположить, что их хозяин стоит во главе мошеннической сети, занимающейся подделкой исторических артефактов. В 2004 году на антиквара и его сообщников завели дело, которое с переменным успехом продолжалось восемь лет. Голан опровергал все обвинения в свой адрес, его несколько раз арестовывали и вскоре отпускали под подписку. Очередной суд, состоявшийся в 2008 году, так и не смог вынести решения по делу об «оссуарии Христова брата», и оно было отправлено на повторное расследование. По сути, дело зашло в тупик.

14 марта в этой затянувшейся истории наконец-то поставили точку. Ознакомившись с противоречивыми заключениями экспертов, судья иерусалимского суда принял соломоново решение: поскольку неопровержимых доказательств нет, значит – нет и состава преступления. Иными словами, любые сомнения трактуются в пользу обвиняемого. Одеда Голана по статье «мошенничество» оправдали.

Однако ни суд, ни сам ответчик так и не ответили на главный вопрос, который интересует не только профессиональных историков и археологов, но и миллионы христиан – является ли погребальный ковчег подделкой? Впрочем, судья даже не скрывал, что не в его компетенции решение подобных научных задач. Зачитывая приговор, он выразил надежду, что в ближайшее время в распоряжении учёных появятся более точные инструменты, позволяющие открыть тайну «оссуария брата Христа».