Соловьев: убиваем себя как нацию

Я недавно попытался рассказать своим детям о том, как проходило мое детство. Я понял, что мне надо объяснять кучу слов, потому что они непонятны, например Дом пионеров, Дом технического творчества молодежи. Я вдруг осознал, что мы жили, совершенно это не понимая, в другом мире.

«Мы же сами себя подрываем, мы убиваем себя как нацию. Мы убиваем будущее этих детей»
Я помню, что если я хотел заниматься спортом, то я ходил в футбольную секцию, я ходил заниматься на стадион в Филях, он был в пяти минутках пешком от моего дома. В хоккей мы играли на «коробке» в детском парке. И форму нам выдавали. Рядом со школой, в соседнем доме, был Дом пионеров, и там был бесплатный театральный кружок. А футбольную форму мне выдавали бесплатно. А хоккейная форма, ясно, какого качества, но все равно она была – и была бесплатная. И я подумал, что все, кого я знал, все мои ровесники, в какие-то секции ходили, они чем-то занимались, их водили на фигурное катание. Моя жена занималась фигурным катанием. Потом ходила в кружок юного литератора, кто-то ходил в кружок кройки и шитья. Мы ездили в пионерские лагеря, то есть была какая-то инфраструктура совершенно другой жизни.

Как бы ни относиться к советскому времени, но рядом с громадами домов всегда находилось что-то для здоровья и для развития детей. И все это в шаговой доступности. Все это было рядом с домом. Потом пришла пора безмозглого капитализма, капитализма, когда на любом свободном кусочке земли какие-то люди лепили непонятные строения, куда съезжались граждане, у них рождались дети, а куда этих детей девать, становилось совершенно не ясно. И я вдруг столкнулся с такой проблемой: я говорил с ребятами, они все рассказывают, как они своих детей куда-то возят, сколько часов они теряют на то, чтобы отвезти на занятия хоккеем, сколько часов они тратят на то, чтобы поехать поиграть в футбол, сколько денег это стоит. Я уж не говорю про бассейн, это вообще отдельная тема.

Я помню, у нас в Филях был зал бокса, зал борьбы. Я в столько секций там переходил, когда маленький был, извините, смешно сказать, с моим ростом даже в волейбол пробовал играть. Но это было прикольно. И все это было здесь. Были наборы, тебя смотрели. Я помню, как приходили в школы и отбирали талантливых детей в школы спортивного мастерства, все это было. Но надо создавать в стране опять атмосферу и опять условия, при которых дети будут заниматься спортом. Ходить на дополнительные занятия и талантливо заниматься в самых разнообразных кружках, так назывались секции, бесплатно. Это здорово было бы! Вот такая у нас странная жизнь. А если мы не заботимся о детях, если мы не заботимся об их здоровье, если мы не создаем возможности для развития детей пусть из небогатых семей выскочить из этого замкнутого круга нищеты, то мы же сами себя подрываем, мы убиваем себя как нацию. Мы убиваем будущее этих детей. Это необходимо наступать на горло собственной песне, терпеть иногда, тратить деньги, но строить для детей.