Приют священный: о скандале с квартирой патриарха

Через два дня после публикации моей оценки возможных доходов патриарха Кирилла на сайте Росбалта появилась скромная заметка о квартирной тяжбе патриаршей сожительницы с соседом. Заметка эта за несколько дней привела к большому скандалу. Интерес представляют, например, сканы судебных документов, выложенные на сайте «Эха Москвы».

Вчера, 26 марта, по поводу тяжбы вынужден был давать объяснения уже один из основных патриарших пиаршиков — глава Синодального информационного отдела Владимир Легойда. Ему, как обычно бывает в таких ситуациях, когда правду замолчать невозможно, пришлось говорить о «грязных пиар-технологиях», направленных на «становящуюся серьезной силой в обществе» церковь. Впрочем, заявив, что ему обо всем этом «скучно говорить», Легойда не опроверг ни одного факта из заметки. А факты вовсе не скучные.

Легойда не стал опровергать того, что у патриарха Кирилла помимо двух официальных резиденций в Москве (Даниловский монастырь и Чистый переулок) и одной в Подмосковье есть большая квартира в престижном доме в самом центре города. Вообще-то об этом было известно уже несколько лет из регистрационных документов, но непонятно, откуда у монаха, всю жизнь вроде бы отдавшего церкви и обязанного по статусу обходиться без имущества, эта квартира взялась. Единственное внятное объяснение этому содержится в обширной статье орловского интернет-публициста из припатриархийной Ассоциации православных экспертов Игоря Голикова. Он, в частности, утверждает, что квартира была подарена тогда еще митрополиту Кириллу (Гундяеву) московским правительством. Подобное в принципе возможно, поскольку мэрия иногда проявляла щедрость к нужным персонам — например, в начале 2000-х она фактически подарила (продала за небольшую долю реальной цены) трехкомнатную квартиру вернувшемуся из эмиграции писателю и публицисту Александру Зиновьеву. Но хорошо бы найти соответствующее решение московского правительства и выяснить, кто его подписал. Не был ли это Владимир Иосифович Ресин, являющийся сейчас сотрудником Московской патриархии? А если так, то не повод ли это для пересмотра того давнего решения и возвращения городу объекта недвижимости ценой в несколько десятков миллионов рублей?

Не стал Легойда опровергать и того, что прописана в этой квартире некая Лидия Леонова, которая и выступает в качестве истицы. От упоминания этого имени Легойда воздерживается, поскольку ситуация сверхщекотливая. Прежняя полуофициальная версия из околопатриархийной медиасреды о том, что это родная сестра патриарха, провалилась. Тот же Игорь Голиков утверждает, что эта «подвижница» — двоюродная сестра патриарха, тридцать с лишним лет путешествующая за ним по городам и весям. Но тут вне зависимости от достоверности источника возникает вопрос: а часто бывает, что одинокий мужчина живет в одной квартире со своей двоюродной сестрой-ровесницей и ведет с ней совместное хозяйство, и как это все тогда называется?».

При этом сторонники Московской патриархии (как и, что удивительно, ее оппоненты) не задаются вопросом о том, кто еще прописан в той квартире. Мне фигура Лидии Леоновой напоминает не только благополучно забытую «хорошую знакомую» предыдущего патриарха — блиставшую на патриарших приемах откровенными декольте предпринимательницу (когда-то владелицу абортария, потом — агрессивной транспортной компании к которой у таможни имелись претензии, потом — детского пансионата под официальным кураторством МГУ и Святейшего) Гюльназ Сотникову. Последняя в переделкинской резиденции все-таки, насколько известно, не прописывалась. Здесь вспоминается другая история, нашумевшая два десятка лет назад и очень похожая на нынешний случай.

В 1990 году член Священного синода, экзарх украинской митрополии по имени Филарет (Денисенко) имел хороший шанс стать патриархом Московским. Но не без борьбы выборы выиграл другой кандидат — Алексий. А Филарет, удалившись в Киев, решил отделить украинское православие от московского и стать патриархом незалежной церкви. Вот тогда-то Москва вынула из-за пазухи припасенный козырь. И в прессу полились откровения детей мятежного митрополита, которых он по официальной версии «воспитывал» вместе со своей «названой сестрой» Евгенией Петровной Родионовой. Епископы украинского экзархата, которые раньше после службы Филарета целовали ручку стоявшей на краю аналоя Евгении Петровны, вдруг разом обнаружили нарушение монашеских обетов и лишили сана своего прежнего предстоятеля. А в 1997 году Архиерейский собор РПЦ анафематствовал несостоявшегося патриарха.

Ну а пока, запасшись, как говорят, попкорном, ждем продолжения истории, где все хороши. Патриарх, поселившийся на средства налогоплательщиков в пентхаусе с видом на храм, построенный также на деньги налогоплательщиков, воюет посредством своей сожительницы с бывшим министром здравоохранения и по совместительству немножко священником (получившим, не отрываясь от министерского кресла в Москве, духовное образование аж в Ташкенте и рукоположенным почему-то в Киеве), скопившим за годы работы медицинским администратором на пару квартир (и капитальный ремонт) в престижнейшем доме Москвы. Меж ними бегает депутат-посредник (как фамилия-то, кстати?), готовый уладить конфликт за какие-то 500 тысяч долларов отступного. Где-то за пределами экрана бывший вице-мэр выбивает шестьсот участков под строительство храмов в спальном районе: «У вас под окнами по утрам еще не звонят колокола? Тогда мы идем к Вам!» Можно предвидеть по мере развития сюжета объявление Дома на набережной резиденцией патриарха Московского с приданием всему дома статуса монастыря и прокладкой фуникулера по типу швейцарского от патриаршего пентхауса к ХХС для наибольшего удобства его святейшества и московской публики.

Что, интересно, может остановить этот балаган?