Внутренним войскам МВД России исполняется 200 лет

Внутренним войскам МВД России исполняется 200 лет. На протяжении своей истории они прошли через многие испытания, стояли на страже «тишины и спокойствия», оберегали мир и покой страны, а в военное время защищали Отечество, на поле брани сражаясь с врагом. Процесс становления и развития сил правопорядка был сложным, не всегда последовательным и порой драматичным. Можно считать, что он шел в русле общевоенного строительства, но имел при этом свои особенности и закономерности. Приглядимся же к его вехам внимательнее
Александр ЖАБСКИЙ

Вашу
«метрику», будьте любезны!

27 марта 1911 года с особыми почестями отмечалось столетие местных войск и конвойной стражи. Сам факт юбилейных торжеств свидетельствовал о признании конвойной стражи преемницей внутренней стражи, созданной в 1811 году. Изданный по этому поводу высочайший приказ содержит прямое указание на календарную дату рождения внутренней стражи — 27 марта 1811 года. В этот день Александр I подписал указ «О устройстве инвалидных рот и команд и составлении из них подвижных инвалидных рот и служащих инвалидных команд».

Однако ни в этом, ни в других указах, изданных им 16 и 17 января того же года, о внутренней страже как о вооруженном формировании нового вида не упоминалось. Термин «воинская внутренняя стража» впервые появился в рескрипте, адресованном Александром I военному министру М. Б. Барклаю-де-Толли в день подписания первого указа. Общепринятым же этот термин становится после утверждения императором 3 июня 1811 года «Положения для внутренней стражи» — документа, на много лет вперед определившего основные направления деятельности внутренней стражи России.

Николай II в приказе 1911 года отмечал верную и ревностную службу престолу и Отечеству местных войск и конвойной стражи, «коим ныне истекает сто лет со времени их основания». Так была определена календарная дата создания внутренней стражи, которая через 185 лет стала отмечаться как День внутренних войск МВД России. Являясь частью силовых структур, внутренние войска в дореволюционный период истории России выполняли как задачи внутренней службы, так и караульные функции в пределах тех полномочий, которые определяла для них в разное время наша верховная власть.

Гасили пламя, брили лбы…

Но почему наши внутренние войска родились не раньше и не позже?

Позапрошлый век начался для России тревожно: за сто лет до того мы «грозили шведу», а теперь нам самим угрожала наполеоновская Франция. Потребовалось усилить внутреннюю безопасность государства, укрепить его границы, улучшить подготовку рекрутов, повысить уровень всей внутренней службы. Вот с этой-то целью Александр Павлович и издал тот «пакет» из трех «целевых» указов, которые стали правовой основой создания внутренней стражи. Отечественная война 1812 года и заграничный поход русских войск подтвердили своевременность принятых мер.

Внутренняя стража представляла собой военную силу, наделенную полицейскими функциями. Ей вменялись несение караульной службы, борьба с контрабандой, преследование и задержание преступников и беглых крепостных, «усмирение неповиновения и буйства», поддержание порядка в присутственных местах при проведении праздников, тушение пожаров, борьба с последствиями стихийных бедствий, «провожание казны» и пропасть других хлопотливых обязанностей.

Особую роль играла стража в рекрутском наборе. Только за Отечественную войну 1812 года и во время заграничных походов русской армии через внутреннюю службу в порядке рекрутских наборов прошли десятки тысяч воинов. Тогда же возникли и зачаточные формы охраны тыла действующей армии. А губернские батальоны и уездные команды западной части России приняли активное участие в оборонительных сражениях против наполеоновских войск.

Впрочем, в первой половине XIX века внутренним войскам пришлось выполнять и другие ответственные задачи. Например, когда в ноябре 1824 года Петербург подвергся сильнейшему наводнению, в борьбу с разбушевавшейся стихией вступили вместе с другими силами подразделения внутренней стражи во главе со своим отважным командующим — генералом Комаровским.

И вот пошли реформы

Первая грянула всего через пять лет. В 1816 году все части и подразделения внутренней стражи свели в Отдельный корпус внутренней стражи, командиром которого был назначен генерал-адъютант (впоследствии генерал от инфантерии и сенатор) граф Евграф Федотович Комаровский — участник Итальянского и Швейцарского суворовских походов, где отличился и получил за это первый генеральский чин.

А год спустя, когда военное ведомство ввело этапную систему сопровождения арестантов, для их конвоирования в составе батальонов внутренней стражи создаются этапные команды: 1 офицер, 2 унтер-офицера, 1 барабанщик и 25 солдат. Тогда же в составе Отдельного корпуса внутренней стражи формируются жандармские подразделения в обеих столицах, губернских городах и портах, предназначенные для решения военно-полицейских задач методом, как теперь бы сказали, «быстрого реагирования». В Петербурге, Москве и Варшаве дислоцировались жандармские дивизионы численностью 334 человека, а в 56 городах базировались жандармские команды из трех десятков человек в каждой.

Через два года к внутренней страже причислили и инвалидные команды, которые создали при соляных промыслах для несения караульной службы.

Прибежище «опороченных»

Середина 50-х годов XIX века была наиболее трудным временем в жизни и деятельности внутренней стражи. Она, как и армия в целом, нуждалась в коренном реформировании. Крымская война показала ее неспособность полноценно выполнять функцию резерва регулярной армии, которая сводилась лишь к формированию дружин ополчения.

Остаточный принцип комплектования Отдельного корпуса внутренней стражи привел к тому, что возросло количество офицеров и солдат, имевших низкие деловые и моральные качества, переведенных из регулярных войск в гарнизонные батальоны за личную недисциплинированность. Только за 1857 год в корпус поступили на службу 16,4 тысячи так называемых опороченных нижних чинов. В частях и подразделениях корпуса выросло число преступлений.

Командование было вынуждено принимать решительные меры по их искоренению вплоть до переселения более 14 тысяч нижних чинов в Восточную Сибирь. Но меры по оздоровлению корпуса оказались малоэффективными, поскольку принцип его комплектования не изменялся. Более того, в начале 1960-х годов вынашивается идея упразднения Отдельного корпуса внутренней стражи. Она обосновывалась неспособностью государства содержать многочисленную армию и нести большие расходы на воинские формирования, не имевшие боевого назначения.

В двадцатый век конвойной стражей

Очередная реорганизация войск внутренней стражи происходила в рамках военной реформы, в ходе которой рекрутский принцип комплектования вооруженных сил заменили всесословной воинской повинностью. В августе 1864 года Отдельный корпус внутренней стражи упразднили, а его функции возложили на местные и резервные войска. Но в полном объеме выполнять функции упраздненного Отдельного корпуса внутренней стражи они не могли…

Военная реформа, проводившаяся Александром III, коснулась и внутренней стражи. Вместо нее в мае 1886 года была сформирована конвойная стража в составе 567 конвойных команд, а местные войска освобождались от обязанностей конвоирования арестантов. В таком виде она и вступила в XX век, на начало которого пришлось две войны и три революции с их многочисленными жертвами. Неудивительно, что конвойная стража становится одним из важных исполнительных органов карательной системы государства, а служба в конвойных командах — все более значимой и напряженной. В таком качестве она и отметила свое 100-летие.

В годы Первой мировой воины конвойная стража наряду с обязанностями по прямому предназначению занималась также пополнением личным составом частей действующей армии и его перевозкой, подготовкой унтер-офицеров, конвоированием военнопленных, сопровождением иностранных подданных и боеприпасов, охраной перевозимых грузов.

Привет бандитам с басмачами…

В 1917 году старая армия была расформирована. Однако конвойная стража существенных изменений не претерпела, продолжая в реформированном виде выполнять свои функции и при советской власти. Но вскоре стало ясно, что одних ее конвойных функций для утверждения нового строя мало.

Процесс создания полноценных внутренних войск занял весь 1918 год и часть 1919 года. Войска эти были неоднородными, их ядром явились вооруженные формирования ВЧК для несения караульной службы. Затем они стали называться войсками внутренней охраны Республики (ВОХР). Впоследствии войска ВОХР-ВНУС-ВЧК-ОГПУ-НКВД неоднократно реорганизовывались, но их задачи оставались прежними — защита населения от любой угрозы, в том числе и внешней. Так было и в Гражданскую войну, и позднее — во время инцидентов на озере Хасан и реке Халхин-Гол, и в советско-финляндской войне.

Одной же из основных задач внутренних войск после гражданской войны была борьба с политическим бандитизмом. Его очаги возникли на Северном Кавказе, Дальнем Востоке и в Средней Азии, где лютовали басмачи. Для наведения революционного порядка применялись различные методы. Для скорейшего искоренения бандитских налетов и вооруженных ограблений допускалась внесудебная расправа — вплоть до расстрела бандитов, взятых на месте преступления с поличным.

…и бандеровцам с «лесными братьями»

С первых дней Великой Отечественной войны бойцы и командиры мотострелковых соединений и частей внутренних войск отважно сражались с врагом. Части внутренних войск, охранявшие объекты на железных дорогах, вступили в бои с наступавшими немецкими войсками на дальних подступах к Ленинграду — в районах Пскова, Нарвы, Луги, города Дно и других.

Воины подразделений 21-й дивизии войск НКВД стойко обороняли подступы к городу с юго-востока — древнюю русскую крепость Орешек, расположенную на острове в истоке Невы. Они не только успешно отражали атаки врага, но и во взаимодействии с частями Красной армии сумели захватить небольшой плацдарм на левом берегу Невы — так называемый Невский пятачок, сыгравший важную роль в последующих действиях наших войск.

Внутренние войска обеспечили перевозку более 700 тонн грузов по Дороге жизни и эвакуацию на Большую землю 30 тысяч ленинградцев. При этом на всем протяжении войны, как и в предвоенные годы, они осуществляли охрану общественного порядка в стране, важных оборонных предприятий и объектов, железнодорожных сооружений, тыл действующей армии, несли гарнизонную службу в освобожденных от врага городах. На завершающем этапе войны и после Победы вели активную борьбу с националистическим подпольем и его вооруженными формированиями — «лесными братьями» в Прибалтике, бандеровцами на Украине…

Отвага по душе, а не по штату

Потом следовали новые ведомственные реорганизации, но тысячи военнослужащих внутренних войск по-прежнему отличались при выполнении задач боевой службы смелостью, отвагой, самоотверженностью. Сотни были удостоены государственных наград. А солдаты И. Очиченко и Ю. Прохоров, сержанты П. Домазин и И. Колпаков, старшина Г. Бармин, прапорщики А. Быков и А. Евдокимов за самоотверженность и мужество, проявленные на боевой службе, навечно зачислены в списки частей, где служили.

С декабря 1979 года и по февраль 1989 года многие военнослужащие внутренних войск участвовали в боевых действиях на территории Афганистана. Многие воины получили тогда высокие советские и афганские награды. Но нелегко было им и дома. Четверть века назад, 26 апреля 1986 года, произошла катастрофа на Чернобыльской АЭС, и военнослужащие внутренних войск участвовали в ликвидации ее последствий буквально с первых часов.

На рубеже 1980 — 1990-х годов произошло резкое обострение внутриполитической обстановки в ряде регионов бывшего СССР, возникли острые конфликты на межнациональной основе. Одной из сил, гасивших пламя розни в горячих точках, были внутренние войска. Вот что писала газета «Правда» в июне 1989 года в связи с кровавыми событиями в Фергане: «Многие люди всех национальностей встречали здесь внутренние войска как своих освободителей от анархии, разгула массового беззакония. Внутренние войска в сложившейся ситуации стали единственным гарантом жизни народа».

После распада СССР миротворческие операции внутренних войск ограничились Северо-Кавказским регионом. Около десяти тысяч военнослужащих войск округа прошли через горнило этого испытания. Сотни из них погибли и получили ранения. Свыше трех тысяч военнослужащих внутренних войск награждены орденами и медалями, 65 наиболее отличившихся удостоены высокого звания Героя России, в том числе пятеро военнослужащих из нашего Северо-Западного регионального командования внутренних войск МВД России.

В XXI век войска этого командования — «стражи белых ночей», как они себя поэтически называют, вступили слаженной и мобильной войсковой структурой. Они полностью укомплектованы, имеют богатый боевой опыт, накопленный в ходе антитеррористической операции на Северном Кавказе. Об их сегодняшнем дне наша газета постоянно пишет. Он тоже когда-то станет историей — но это уже история завтрашнего дня.