Медведев простился с Обамой на саммите

«Ведущие российские политики больше заботятся о США, чем о собственной стране», — резюмирует эксперт

В связи с истечением срока полномочий Дмитрия Медведева «айпадно-айфонный» период в российско-американских отношениях подходит к своему логическому завершению. Как и следовало ожидать, в ходе последней (11-й по счету) встречи в качестве действующих глав государств Барак Обама удостоил ударный «перезагрузочный» труд своего российского коллеги самой высокой оценки, по привычке «расплатившись» за многочисленные уступки Москвы, сделанные в период президентства Медведева, своей фирменной дежурной улыбкой и «дружескими» похлопываниями по плечу.

В ходе переговоров, которые состоялись на саммите по ядерной безопасности в Сеуле, лидеры США и России, в точном соответствии с известным басенным наблюдением «за что кукушка хвалит петуха…», решили попотчевать мировую общественность увлекательнейшим, хотя и немного приторным зрелищем — состязанием риторических реверансов. «Несмотря на то, что «перезагрузка», о которой много говорили за три года, по-разному оценивается, я считаю абсолютно полезным то, что мы делали последние три года. Эти три года, может быть, лучшие в истории взаимоотношений между Россией и США за последние десятилетия», — достаточно самонадеянно заявил Дмитрий Медведев, видимо, полагая, что устроенная им виртуальная «перезагрузочная» эпопея затмевает даже союзническую четырехлетку по антигитлеровской коалиции. «Последние три года очень продуктивно работали», — Барак Обама, в свою очередь, не нашел ничего лучшего, как просто поддакнуть в тон. При этом, в отличие от российских граждан, американские избиратели действительно не могут поставить под вопрос продуктивность внешнеполитического курса Вашингтона в отношении Москвы с точки зрения национальных интересов.

Достаточно сказать, что в качестве основных «прорывов» в двусторонних отношениях в ходе сеульского «слета хромых уток» (шансы воинствующего нобелевского «миротворца» на переизбрание осенью этого года представляются далеко не бесспорными) были упомянуты вступление России в ВТО и подписание соглашения СНВ-3. Дмитрий Медведев публично поблагодарил президента США за поддержку в процессе присоединения России к ВТО. Хотя выражения благодарности за готовящееся «враждебное поглощение» российских рынков западными (в т. ч. американскими) корпорациями на самом деле следовало бы ожидать со стороны Вашингтона.

Стоит обратить внимание, что, несмотря на очевидную выгоду и одностороннюю направленность данной уступки, Белый дом не торопится отвечать взаимностью, продолжая цинично размахивать перед Москвой старой пожухлой «морковкой» в виде обещанной отмены одиозной поправки Джексона-Вэника. Напомним, этот дискриминационный акт был принят аж в 1974 году в отношении социалистических стран, ограничивающих право на эмиграцию, вводил ограничения на торговлю с ними, и все это сохраняется до сих пор, несмотря на то, что соцлагерь уже давно почил в бозе, а российские границы уже давно напоминают решето, которое не только беспрепятственно выпускает, но и регулярно пропускает в страну самые настоящие миграционные орды. То же самое касается упомянутого Договора о сокращении стратегических наступательных вооружений, который в условиях продолжающегося наращивания американского противоракетного потенциала, по сути, оголяет Россию и делает ее беззащитной перед лицом ракетно-ядерного шантажа со стороны наших основных геополитических конкурентов.

Впрочем, перечень геополитических отступлений России в период президентства Дмитрия Медведева этим не исчерпывается. В этой связи можно также вспомнить «пропущенную» в Совбезе ООН ливийскую резолюцию, которая дала зеленый свет последовавшей международной агрессии против этой страны, отказ от военно-технического сотрудничества с Ираном и создание транзитного центра НАТО в Ульяновске… На прощальной встрече в Сеуле Дмитрий Анатольевич (вот уж, действительно, человек необычайной душевной щедрости!) не смог отказать себе в удовольствии ублажить «на посошок» своего американского партнера по «перезагрузке» еще и в том, что касается злободневного сирийского вопроса. Президент РФ заявил, что в своей оценке внутрисирийского кризиса Москва готова ориентироваться на спецпосланника ООН и Лиги арабских государств в Сирии Кофи Аннана. Т, е., по сути, Москва дала понять, что близка к тому, чтобы принять по этому вопросу сторону «прогрессивной» (читай — американской) части международного сообщества.

Прощальное рандеву Дмитрия Медведева и Барака Обамы в интервью KM.RU прокомментировал лидер партии «Великая Россия» Андрей Савельев:

— У меня порой возникает впечатление, что ведущие российские политические деятели больше заботятся о США, чем о собственной стране. Наверное, для США политика Дмитрия Медведева действительно была самой лучшей из того, что могли предложить руководители нашего государства за всю его историю. Очень трудно сделать столько уступок, сколько было сделано нашей стороной, не замыслив это заранее. Как будто идеальное государство — это США, а Россия — всего лишь недоразумение, которое нужно использовать как некую ресурсную базу для того, чтобы этот идеал «существовал в веках».

Я думаю, что Дмитрий Медведев продолжал политику Владимира Путина. В этом смысле они не являются какими-то антиподами. Их политика во многом связана с предшествующим периодом. Однако если Борис Ельцин вел себя как капризный вассал, то в настоящее время внешняя политика России стала намного более послушной. Пожалуй, за исключением Мюнхенской речи Владимира Путина, отношения между двумя странами больше ничего не омрачало.

Возьмем в качестве примера вступление России в ВТО. Безусловно, основным благоприобретателем здесь будут США, а Россия будет лишь терпеть убытки. Могут рухнуть целые отрасли. Или можно упомянуть тот факт, что мы по-прежнему храним в закромах США свои нефтедолларовые сбережения, которые размещены в ценных бумагах США, в то время как эти деньги могли бы выступать ресурсом развития. Однако они цинично переводятся в накопления, которые, безусловно, погибнут в очередном потрясении, которое, безусловно, не за горами. Все говорят об очередной волне кризиса, которая непременно придет. Скорее всего, она стартует из США, куда мы продолжаем вкладывать колоссальные средства.

Конечно, можно вспомнить 2008 год, когда была война с Грузией. Но, по большому счету, полной победы мы тогда не одержали, хотя могли это сделать. Причем победа была не за горами, она могла быть достигнута в течение считаных дней. Ее ожидала вся страна и военные, которые проливали кровь. Однако она была просто отменена, чем наши власти продемонстрировали зависимость от зарубежного общественного мнения, а не от того мнения, которое существует в Российской Федерации.

Что касается транзитного центра НАТО в Ульяновске, то инициатором этого решения был Владимир Путин. Транзит т. н. нелетальных грузов через территорию РФ в Афганистан означает прямое соучастие в военной операции НАТО в этой стране, которая уже привела к организации в Афганистане гнезда наркопроизводства. Надо называть вещи своими именами: это будет не просто транзитный центр, а именно база НАТО, т. е. враждебного нам военно-политического блока, направленного против России.

Одним из важных событий в российско-американских отношениях в период президентства Дмитрия Медведева стала пропущенная нами в Совбезе ООН резолюция по Ливии, когда деятельность США в Северной Африке и на Ближнем Востоке встретила полное понимание и поддержку со стороны Дмитрия Медведева и российской дипломатии. Россия, кроме риторики, не предприняла никаких усилий для того, чтобы предотвратить очевидную агрессию против Ливии. Получается, что Москва мало-помалу сдает интересы тех, кто еще хоть как-то ориентируется на Россию как на партнера и союзника. В итоге у нас практически не осталось союзников в непосредственном окружении. Т. е. бывшие союзные республики нам больше не союзники, а все позитивные отношения с ними уничтожены. Теперь взялись за т. н. «дальний круг», т. е. за тех, кто был если не союзниками, то, по крайней мере, симпатизантами или партнерами РФ.

Я думаю, что с возвращением Путина в президентское кресло ничего не изменится, кроме того, что изменился сам народ, который этой власти больше не доверяет. Цепочка «Ельцин — Путин — Медведев — снова Путин» является для людей неприемлемой.