Ответ гуманитария

Президент А. Лукашенко недавно заявил, что белорусы до сих пор не знают, в каком обществе они живут, а потому гуманитариям нужно профессионально «дать должную оценку тому уникальному феномену, который представляет собой современное белорусское общество».

Сразу возникает вопрос: а чем занимаются штатные идеологи в кабинетах власти, кроме того, что отливают в бронзу и бетон «ключевые аспекты послания президента народу»? И почему не слышно созидательного грохота в информационно-аналитическом центре, который должен своевременно аккумулировать все шорохи вокруг себя и оперативно поворачивать идейные оглобли?

Дожили: главный начальник «опытным путем» уже 18 лет прокладывает стратегическую магистраль, а целая армия ученых стоит в сторонке и только затылок чешет и в носу ковыряется. 18 лет гадают, куда это наш вождь так азартно копает, все и всех перетряхивает и «крылья» (внешнеэкономические приоритеты) меняет. А он — как у Гоголя: подать-ка сюда Ляпкина-Тяпкина, скажи, друг любезный, что это я соорудил и почему эта армия дармоедов с дипломами не в состоянии помочь дельным советом нашим управленцам, которые не могут придумать ничего лучшего, чем слепо копировать чужие провальные схемы? Они что, все поражены творческой импотенцией и у них кризис жанра? Может, они запродались внешним супостатам?

Главное лицо государства еще в 2002 г. объявило, что «белорусская модель уже существует», она построена «своим умом». Спрашивается, а в какую сторону света и каким местом к народу тогда повернуты другие ответственные головы?

Может, нам генами так предопределено? Посмотрим на богатый опыт российского самодержавия, которое осеняло белорусов когда-то крыльями двуглавого орла. Вот император Павел I, взойдя на трон в 1796 г. и не веря паркетным советникам, повесил на Зимнем дворце почтовый ящик для жалоб и предложений по улучшению бытия. К чему привел этот опыт «единого окна»? Благодарный народ так закидал этот скворечник гласности стенаниями, что царь не смог отличить правду от ябед, ужаснулся океану скорби и прекратил референдум. Ходоки из Беларуси просто не успели припасть к его ногам. Вот оно, родимое начало.

А может, неведомое чудище «не укладывается в рамки привычных понятий» заумных энциклопедий? Да нет, там четко сказано, что мы проходили победным маршем и через уникальный «военный коммунизм», и через феноменальный социализм в упряжке с рынком при монолитном идейно-политическом единстве народа вокруг центрального вещателя и вешателя. Но и «рыночный социализм» не устоял. Потом строили с воодушевлением «развитой социализм», а едва принялись за «зрелый социализм», то руки онемели, когда первопроходцы увидели, что потоки созданного ими общественного богатства полились мимо и осыпали их только брызгами. Думали одно, говорили второе, а делали третье. Все врали друг другу, воровали и фигу в кармане держали. Значит, работали одной рукой, а вовсе «не покладая рук».

В итоге передовой монолит общественного устройства рухнул под тяжестью собственного дутого величия и от апатии бурно аплодировавших площадей и залов.

Ясное дело, на руинах царил хаос, а слепой пастве не хватало элементарной дисциплины и геометрического порядка. Решили незрячее стадо выводить из хлева на вольное пастбище колоннами, но только в ознаменование юбилейных выгулов и только в лучах центрального прожектора. Снова воскресили рыночный социализм, ввели равенство школьника с президентом, стали продавать социально ориентированное молоко, внедрили экономическое чудо и государство для народа. Недавно даже запретили кризис.

Но не едет модель, и все тут. И у английского лорда пилюли заказывали, и дояркой с 500 долларами зарплаты туристов завлекали, и школу экспортеров в Шклове заводили, даже иконостас на доктора танковых наук нацепили, а поди ж ты, получается все равно крестный ход вокруг братской могилы. И дебюрократизировать модель пробовали, и либерализировать, и сочетали Запад с Востоком, брались и за куриные, и за человеческие, и за европейские яйца, и за все сразу, и по отдельности, и так, и сяк мыкались, и по вертикали, и по горизонтали…

Вот только не глядели под череп, не скрывается ли там органчик какой заржавелый. По совету одного классика, если нет идей, проблемную голову надо снять, и все, что под черепом, смазать свиным жиром. По моему же рецепту, эту голову надо просто заменить другой головой, думающей, а не только говорящей. Третьего просто не дано. И тогда появятся идеи и обоснования, куда идем и что строим.