Исследование: дети мигрантов умнее и спортивнее российских

В петербургские школы и детсады ходят около девяти тысяч так называемых детей-неграждан, проще говоря, мигрантов: это только официальные цифры комитета по образованию, настоящие не знает никто, даже специалисты УФМС. Как показало недавнее исследование Высшей школы экономики, в Петербурге дети с Украины, из Азербайджана, Армении, Узбекистана учатся и ладят со сверстниками не хуже, чем их одноклассники – граждане России. А в чем-то даже и лучше.

По данным комитета по образованию, в детские сады Петербурга ходят 1083 ребенка мигрантов, а в школах обучаются 7836 школьников-неграждан. «Сколько всего детей мигрантов, до сих пор никто не знает», – разводит руками уполномоченный по правам ребенка в Петербурге Светлана Агапитова.

Исследование на тему «Положение детей мигрантов в Санкт-Петербурге» провела Высшая школа экономики по заказу ЮНИСЕФ и Российского Красного Креста. Специалисты опросили детей из 419 классов обычных школ: причем ученые говорили не только с мигрантами, но и с их одноклассниками, имеющими российское гражданство. Результаты поразили самих исследователей.

«Сам не поверил, когда увидел, насколько хорошие межэтнические отношения в петербургской школе. Дети дружат между собой, они «этнически слепы». Среди детей-мигрантов выявляются удивительные варианты дружбы: например, между азербайджанцами и армянами. Школа оказалась очень толерантным местом», – говорит профессор Высшей школы экономики Даниил Александров.

По результатам исследования выявились следующие цифры. 20% детей, обучающихся в петербургских школах, родились не в Северной столице. При этом 10% опрошенных детей-неграждан на самом деле родились в России («Мы живем в сложной транзитной ситуации, когда люди циркулируют по бывшему СССР», – объясняют специалисты ВШЭ). Процентное соотношение школьников с неродным русским языком выглядит так: 22% – украинцы и белорусы, 19% – азербайджанцы, 13% – армяне, 10% – народы Средней Азии. При этом абсолютное большинство детей мигрантов называют себя русскими; некоторые же изобретают собственную идентичность, например, «русские азербайджанцы».

«Этническое меньшинство» петербургских школьников, которое «попало в исследование», по данным учителей, показывает те же оценки, что и «русские», по всем предметам, кроме русского языка (тут цифры оказались хуже, и особенно плачевны они среди детей мигрантов, приехавших в Россию в возрасте старше 10 лет). При этом на вопрос, какую профессию они бы хотели освоить в будущем, «понаехавшие» отвечали: врач, юрист, полицейский, в то время как их сверстники с российским гражданством называли более гламурные занятия: дизайнер, актер, в лучшем случае – экономист.

«Эти дети меньше болеют, так как менее подвержены рискованному поведению. Особенно это касается детей мусульман. В спорте больше внимания уделяют боевым искусствам, единоборству. Они более религиозны, для них важны ценности послушания и в то же время человеческие права. Это одна из причин, по которым к ним хорошо относятся учителя в школе», – рассказывает Даниил Александров.

По мнению специалиста, спорт – это тот самый международный язык, который позволяет детям мигрантов интегрироваться в российские общество. «Я всегда привожу пример: мальчик из Таджикистана, который год не ходил в школу. А на вопрос, почему все же пошел, сказал: «В футбол хотел играть», – добавляет Александров.

Никто из опрошенных специалистами ВШЭ детей мигрантов не смог вспомнить проявлений дискриминации по отношению к ним самим. Все впечатления – на уровне разговоров взрослых и так называемой «бытовой ксенофобии» («бабушки в метро, которые ругаются на приезжих», поясняет профессор).

«Было бы лучше, если бы всем детям мигрантов вне зависимости от статуса разрешили ходить в школу, – резюмирует Даниил Александров. – Петербургские школы добрые и толерантные. Их мало интересуют документы, которые интересуют УФМС. Их больше интересует судьба детей».

Между тем, как поясняют в самой миграционной службе, проблемы с детьми мигрантов кроются в российском законодательстве.

«Каждый иностранный гражданин из СНГ может находиться на территории России в безвизовом порядке до 90 дней. Чтобы продлить время пребывания, надо иметь основания. Взрослым это сделать проще, а ребенку, который, конечно, не может получить разрешение на работу, оснований для пребывания, получается, нет: нахождение родителя в России не дает ему права, – говорит начальник УФМС по Петербургу и области Елена Дунаева. – У нас бывают случаи, когда, например, мама с двумя детьми, и мы принимаем решение продлить миграционный учет детям. Но каждый раз это решается в индивидуальном порядке».

РЭД 2 трейлер онлайн