Россия отстояла позиции на орбите для своих военных спутников

Российская делегация на Всемирной конференции радиосвязи (ВКР-12) сумела снять претензии к орбитальным позициям для 16 геостационарных спутников военного назначения. В случае реализации претензий, присвоения радиочастот для спутников в данных позициях могли быть удалены из Международного справочного регистра частот (МСРЧ), что означало бы потерю для России возможности размещать свои спутники в этих точках геостационарной орбиты. Инициатором изменения процедур защиты орбитальных позиций для военных спутников выступила Франция, как следует из документов ВКР-12, с которыми ознакомился «Маркер». Однако российской делегации удалось доказать, что места на орбите должны быть сохранены за нашей страной без дополнительных обязательств.

Как сосчитать спутники

Вопрос об удалении частотных присвоений для спутников из справочного регистра возник в связи с необходимостью повышения эффективности использования орбитального и частотного ресурса. Этот вопрос активно обсуждался на нескольких конференциях Международного союза электросвязи (МСЭ) в последние годы. Дело в том, что позиции для спутников на геостационарных орбитах становятся все более дефицитными из-за постоянно возрастающего количества космических аппаратов связи. Поэтому спрос на такие орбитальные позиции и частотные присвоения для них растет. В связи с этим Бюро радиосвязи МСЭ еще в 2009 году обратилось к национальным администрациям связи с просьбой рассмотреть реальное использование полученных ими орбитальных позиций и удалить из международного реестра частотные присвоения для тех позиций, в которых нет работающих спутников. Кроме того, Бюро радиосвязи заявило, что может прибегнуть к своему праву в принудительном порядке обязать национальные администрации связи удалять полученные ими частотные присвоения для спутниковых орбитальных позиций, если администрации не смогут подтвердить установленным порядком, что эти позиции на самом деле используются их спутниками.

Начиная с 2009 года Бюро радиосвязи начало исследования для подтверждения ввода в действие спутниковых сетей. В результате Бюро установило, что есть сомнения в том, что в 93 орбитальных спутниковых позициях, принадлежащих 16 администрациям связи и трем международным организациям, действительно размещены работающие спутники. Среди них оказались 16 орбитальных позиций и соответствующий частотный ресурс, закрепленный за российскими спутниками, предназначенными для нужд государственного управления, безопасности и обороны страны.

После запроса разъяснений и консультаций с владельцами сомнительных орбитальных позиций Бюро радиосвязи по состоянию на 1 октября 2011 года исключило из международного реестра 35 спутниковых сетей, изъяв тем самым у владельцев право на использование ранее выделенных орбитальных позиций для них. Еще для 17 сетей использование орбитальных позиций владельцами было приостановлено. Что касается 41 позиции, в том числе 16 российских, Бюро посчитало их использование подтвержденным, что сохраняло орбитальные позиции за владельцами. Однако не все согласились с этим решением.

Почему возразила Франция

При подготовке к Всемирной конференции радиосвязи 2012 года Франция высказала свои возражения по поводу некоторых положений принятых правил подтверждения использования орбитальных позиций для спутников и выделенных им частотных присвоений.

Дело в том, что государства ― члены МСЭ имеют право сохранять полную свободу в отношении военного радиооборудования. Об этом говорится в статье 48 Устава МСЭ. На основании этой статьи регламентный комитет Бюро радиосвязи сделал вывод, что государство может подтвердить использование орбитальных позиций со ссылкой на статью 48, просто заявив, что они применяются для размещения военных спутников и не предоставляя никакой другой дополнительной информации. При этом Бюро радиосвязи не может запросить эту дополнительную информацию. Именно с применением данной статьи Россия и подтвердила, что 16 орбитальных позиций используются и поэтому должны быть сохранены за нашей страной.

Однако в той же статье содержится оговорка, что при использовании военного оборудования должны по возможности соблюдаться требования Административного регламента, касающиеся типов излучения и применения частот. То же отмечается в документе регламентного комитета. Там говорится, что спутниковые сети, используемые для национальной обороны, как и другие сети, должны соответствовать положениям Регламента радиосвязи. Поэтому для таких сетей существуют обязательства выполнять требования радиорегламентного комитета.

Отметив все эти детали регламентирующих документов, Франция внесла на ВКР-12 предложение обсудить возможность применения статьи 48 Устава МСЭ для выполнения требований регламента радиосвязи в отношении ввода в действие и продолжения эксплуатации спутниковых сетей. Кроме того, французская сторона выдвинула и более радикальное предложение ― что статью 48 нельзя применять для того, чтобы пользоваться правами на международное признание и защиту частотных присвоений для спутников без выполнения обязательств по подтверждению фактического использования этих присвоений с указанием всех необходимых параметров.

Чего удалось добиться России

Если предложение Франции было бы принято, для российской стороны сложилась бы неприятная альтернатива: либо раскрывать фактические данные о размещении и планах размещения военных спутников на орбите, а также о характеристиках их работы, либо не раскрывать — и лишиться выделенных частот и орбитальных позиций для этих спутников.

Потерять же 16 орбитальных позиций весьма неприятно, так как они составляют существенную часть мест на геостационарной орбите, закрепленных на сегодня за Россией. Как пояснили «Маркеру» в Минкомсвязи, сейчас спутниковые сети заявлены администрацией связи России в 67 орбитальных позициях. То есть в случае принятия Всемирной конференцией радиосвязи французского предложения возникала угроза потери нашей страной почти четверти орбитального ресурса.

Однако представителям России удалось добиться сохранения права подтверждать использование спутниковых орбитальных позиций со ссылкой на статью 48, то есть не раскрывая подробностей про спутниковые сети военного назначения. К такому соглашению пришли после переговоров представители администраций связи России, Франции и США. В успехе российской делегации на переговорах сыграло роль грамотное использование действующих нормативных документов Международного союза электросвязи и различных его структур. Кроме того, по-видимому, помогла «радиочастотная дипломатия». Дело в том, что сейчас Бюро радиосвязи изучает вопрос о подтверждении фактической работы спутников в 109 орбитальных позициях, принадлежащих США. В своем большинстве это, скорее всего, военные спутники, информацией о которых США вовсе не спешат делиться с международной отраслевой общественностью. Поэтому принятие инициативы Франции ударило бы и по интересам ее заокеанского союзника ― и весьма чувствительно, так как в этом случае можно было бы настаивать, чтобы и Соединенные Штаты либо раскрыли данные о военных спутниках, либо потеряли право на 109 позиций на орбите.

О том, что российская делегация добилась серьезного успеха в вопросе о позициях для военных спутников на орбите, свидетельствует реакция министра связи и массовых коммуникаций Игоря Щёголева. На недавнем заседании Госкомисии по радиочастотам (КГРЧ), которую он возглавляет, министр предложил представить к наградам специалистов, участвовавших в этой работе. В Минкомсвязи «Маркеру» сказали, что к решению вопроса об орбитальных позициях были привлечены сотрудники Минкомсвязи, Минобороны, Федеральной службы охраны (ФСО), Главного радиочастотного центра (ГРЧЦ) и ООО «Гейзер-Телеком».