РФ легализует работу частных военных за рубежом

Москва лоббирует принятие конвенции ООН по официальной работе ЧОПов за границей. Тем самым Россия откажется от иностранных охранников своих объектов.

Как стало известно Life News, в мае в ООН состоятся межгосударственные консультации по международно-правовому регулированию деятельности частных военных охранных компаний (ЧВОК).

— Россия, конечно же, заинтересована в том, чтобы данная конвенция была принята, так как нанимать зарубежных спецов довольно накладно. И эта тема активно лоббируется, — заявил Life News собеседник в МИД России.

Принятие соответствующей конвенции и присоединение к ней России повлекут за собой изменения в национальном законодательстве, ныне запрещающем отечественным охранным предприятиям работать за границей.

Сегодня охрану объектов и имущества граждан России на территории других стран осуществляют зарубежные компании. «Лукойл», «Газпромнефть» и другие отечественные добывающие корпорации на Ближнем Востоке и в Африке вынуждены пользоваться услугами британских ЧВОК.

По статистике, сегодня в России зарегистрированы 22 тысячи охранных предприятий. Частные военные охранные компании фактически являются аналогами наших ЧОПов, только действующих за рубежом.

Как правило, сотрудники таких компаний несут службу в тех странах, где на протяжении многих лет вспыхивают локальные конфликты или гражданские войны. Привлекать регулярную армию для охраны объектов и сопровождения грузов нерентабельно, для этого нанимают ЧВОК.

Впервые подобная практика была апробирована в Ираке, потом перенесена в Афганистан и сейчас реализуется в Ливии.

— Частные военные охранные компании стали неизбежной частью современной реальности. Их суммарный оборот составляет более $120 млрд в год, — рассказал Life News член рабочей группы ООН по проблемам наемничества и регулирования деятельности ЧВОК профессор МГИМО Александр Никитин.

По его словам, сейчас в ООН рассматриваются две конкурирующие модели правового регулирования этого явления. Первая предложена группой западных стран, включая США, в рамках так называемой швейцарской инициативы. Эта модель предполагает саморегулирование компаний путем создания некоего частного клуба со штаб-квартирой в Женеве. В его состав войдут представители мирового охранного бизнеса, которые сформируют кодекс поведения компаний.

— Существует и альтернативный проект Конвенции регулирования деятельности ЧВОК, который уже поддержали более 60 стран. Документ предполагает возложить ответственность по контролю над деятельностью охранных компаний на государственные органы власти, — пояснил Александр Никитин, принимавший участие в разработке Конвенции.

Прежде всего от проекта ждут, что в нем будет обозначена четкая грань, которая отделит сотрудников ЧВОК от категории наемничества, которое запрещено во всем мире.

Россия поддерживает альтернативный проект, рассматриваемый в ООН. Конвенция по принципам правового регулирования и своему содержанию в полной мере будет соответствовать государственным интересам России на международной арене.

Кроме того, в России сегодня отмечается перепроизводство военных. Большое количество специалистов-силовиков после реформ в армии и МВД остались без работы.

— Их нужно или переучивать, или давать работу, которая имеет косвенное военное предназначение в сфере охраны и безопасности, — подчеркнул профессор Александр Никитин.

Несмотря на сложность и полулегальность подобной работы, количество бывших российских военных, претендующих на заключение контракта за границей, растет с каждым днем.

— В день приходит около двадцати заявок. Из ста кандидатов беру максимум двоих. Но, несмотря на строгий отбор, некоторых неадекватных потом все равно встречал там. Находили лазейки, — рассказал Life News руководитель учебного центра «Антитеррор-Орел» Сергей Епишкин, проводящий подготовку специалистов для иностранной компании, которая работает в Индии, Ираке и Африке.

По его словам, средняя заработная плата у бывших военных составляет не менее 5 тысяч долларов. Однако данная сумма не идет в сравнение с деньгами, которые получают американские и британские рекруты.

— Меньше сотрудников из России получают только добровольцы из Камбоджи и Центральной Африки, — уверен Епишкин. — Однако у них есть возможность получить вид на жительство в США или в Великобритании.

По словам депутата Госдумы от партии ЛДПР Андрея Лугового, государство должно наконец признать, что наши граждане в качестве охранников работают за границей не как представители зарубежных охранных фирм, а российских структур.

— Мы второй год пытаемся вынести на обсуждение вопрос, связанный с легализацией деятельности наших охранников за границей. Многие наши коммерческие компании нанимают российских специалистов под видом контролеров или администраторов, которые на свой страх и риск осуществляют охранную деятельность, — рассказал парламентарий.

По мнению Лугового, модернизация отечественного законодательства, регулирующего охранный бизнес, позволит защитить права российских охранников за рубежом.