Человек не должен относиться фатально к своей судьбе

«Вы – соль земли. Если же соль потеряет силу, то чем сделаешь ее соленою? Она уже ни к чему негодна, как разве выбросить ее вон на попрание людям».

Евангелие от Матфея (5:13)

Когда мы говорили о проблеме выбора, на повестку дня неожиданно, но совершенно закономерно вышло понятие детерминизм — предопределенность человеческой жизни. Неожиданно, потому что я хотел подчеркнуть, что человек не должен относиться фатально к своей судьбе, но закономерно – потому, что предопределенность человеческой жизни во многом возникает как результат ранее принятых им самим или другими людьми решений. Не отдавая себе отчет в том, что какие-то из наших поступков могут иметь совершенно неожиданные последствия, мы, ощутив эти последствия, начинаем клясть судьбу и вопрошать небеса: «За что мне такое?»

Вообще, проблема закономерности и случайности, на первый взгляд, не поддается интеллектуальному анализу, как и вопрос — что есть истина? Это тот раздел человеческого знания, который мы – с некоторым даже облегчением – обычно относим к области божественного, то есть непостижимого. В том смысле, что есть какая-то закономерность высшего порядка, которую мы не в состоянии познать. Еще бы: вся история человеческой науки направлена на поиски закономерностей, но полностью всю «цепочку» до сих пор открыть так и не удалось.

Например, ученые до сих пор не пришли к единому мнению относительно справедливости дарвиновской теории эволюции, потому что до сих пор так и не прояснен механизм появления «человеческого» в человеке. То есть принято считать, что существо, напоминавшее по виду и человека, и обезьяну, но с гораздо большим, чем у последней, объемом мозга стало человеком только тогда, когда начало производить нечто бесполезное, но красивое – бусы, колечки, стало рисовать не информационные, а декоративные изображения – короче, стало заниматься искусством. Но почему оно стало заниматься искусством и что представляет собой тот кремень, что высек эту божественную искру?

Науке давно уже известно, что гены в организмах постоянно мутируют, но мутируют с разной скоростью. По всей видимости, «искра Божья» и была результатом таких мутаций. Мутация – это то случайное, что влечет за собой целый ряд закономерностей. Однако организмы сохраняют способность к мутации постоянно потому, что эта способность позволяет им адаптироваться, изменяться, приспосабливаться. Какие условия заставили человеческий мозг и психику мутировать таким образом, чтобы они могли производить нечто бесполезное, ненужное для выживания и продолжения рода?

Может быть, все дело в том, что «ненужные» умения как раз и есть самые необходимые для выживания человеческого рода? Может быть, «сотрясать воздух», «блуждать в поисках смысла», искать закономерности в собственной жизни – это и есть самое главное для нашего выживания? Ведь как только мы начинаем анализировать себя и свою жизнь (главное, чтобы по-честному, без обиняков), мы уже не можем творить беззаконие, мы уже не можем поступать опрометчиво, мы уже не можем не замечать других людей, потому что знаем: они – часть закономерности нашей жизни, и так, как мы поступим с ними, жизнь потом поступит с нами.

Природа, позволив нашему мозгу мутировать до состояния идеального инструмента, которым не наделила ни одно другое живое существо, дала ему и тормоза – это рефлексия и возможность анализировать самого себя. Но идеальный инструмент быстро нашел противоядие – рефлексирующий человек был признан слабым и неспособным постоять за себя. Будущее было за силой, грубой и пользующейся только такими средствами, которые необходимы для физического выживания и продолжения рода. Человек рефлексирующий – это Иисус, который сказал: «Ибо кто ударит тебя в правую щеку твою, обрати к нему и другую». Но испокон веков мы буквально воспринимали все, что написано в Библии и Евангелиях, кроме того, что относится к анализу и рефлексии. Испокон веков считалось, что человек, буквально живущий по Христовым заповедям, — «идиот». Ну, разумеется, если мы на самом деле будем подставлять щеку и проч. Но речь-то не о прямом действии, ведь притчи, которые рассказывал Иисус своим ученикам, — это примеры поступков, возникших в результате воплощения каких-то нравственных принципов. «Подставить щеку» – это значит настолько выключить свою агрессию, чтобы даже, если бьют тебя, не отвечать этим же. Это свойство – выключить агрессию, подавить животный инстинкт задрать обидчика немедленно – свойство человеческого разума, искры Божьей, которая не упала ни на одно другое существо на земле.

Я не хочу сказать, что человек – венец творения. Он всего лишь одна из тварей Божьих, но такая тварь, которая наделена разумом, способным осознавать себя и мир вокруг. Мы все знаем, как легко человек обращает в пустыню цветущую землю, если при помощи этого разума пытается соперничать с себе подобными. Вся человеческая история наполнена войнами и кровавыми расправами. И все, чего ищет человек, обрекая на гибель миллионы себе подобных, — это власть. Точно так же бьется лев за главенство над самками прайда, обезьяна за лидерство в стае и т. д. Но человек с его идеальным компьютером мог бы отказаться от этого, если бы вспомнил, что стал человеком, как только научился делать Ненужные вещи – рисовать, сочинять музыку, стихи и размышлять. Но мы не помним, поскольку используем наш идеальный компьютер для колки орехов, а не для того, чтобы на самом деле выжить, сохранить человеческий род, а не просто разновидность земной фауны.

И все же случайности – иногда счастливые, иногда трагичные – сотрясают нашу жизнь. Я не говорю о счастливых встречах в метро со своим суженым, не говорю о падающем на голову кирпиче (как известно, «кирпич ни с того, ни с сего никому и никогда на голову не свалится»), я говорю о глобальных природных катастрофах, которые, впрочем, сами по себе тоже не являются случайностью, но случайностью может оказаться наше присутствие или отсутствие в плохом месте.

Я все время думаю о бессилии человеческого разума перед стихией, что, безусловно, доказывает, что мы – всего лишь часть огромного мира и должны жить по его законам. А стихия и есть истина, она и есть Бог. Мысль не нова, но кто сказал, что древние, называя грозу богом Перуном, а солнце – Ярилом, были не правы? Потому что Бог, который сотворил нас, есть стихия! А мы, имея возможность анализировать, все-таки представляем себе райские кущи или адское пекло, ждущие нас после смерти, вместо того, чтобы, посмотрев хронику любой катастрофы по телевизору, понять, что мы просто муравьи, которых вместе с домами, суперсовременной техникой и дорогими автомобилями уносит грязным потоком из разлившейся речки.

И единственное, что есть у нас, единственное, чем мы могли бы утешиться, – это наш разум, который еще два тысячелетия назад пытался придумать нам лучший, закономерный рай – рай при жизни, если мы будем любить друг друга и жалеть друг друга, если мы будем любить и жалеть мир вокруг нас, если не будем жить «хлебом единым».