Идеал Фурсенко в дебрях Амазонки

О разнице между «квалифицированными потребителями» и людьми

Уважаемые читатели! В этом году исполнится пять лет со дня исторического выступления министра образования и науки Андрея Александровича Фурсенко на молодёжном форуме «Селигер», в ходе которого деятель произнёс знаменитые слова: «недостатком советской системы образования была попытка формировать человека-творца, а сейчас задача заключается в том, чтобы взрастить квалифицированного потребителя, способного квалифицированно пользоваться результатами творчества других».

По итогам пятилетки можно сказать: пока что Андрею Александровичу, несмотря на все усилия, не удалось взрастить такого человека. Но нам удалось обнаружить идеальный образец квалифицированного потребителя. На планете уже сегодня существует общность людей, являющихся не то что идеальными потребителями, но бери выше — живыми идеальными интерфейсами по общению со средой.

Если вам уже любопытно, давайте об этом поговорим.

…Толчком к написанию этой колонки послужил повторяющийся раз за разом разговор автора с представителями хорошей московской интеллигенции. Он звучит примерно так. «Нет, у вас было настоящее европейское гражданство? Шенгенское? И вы переехали сюда, в наш правовой беспредел и нищету, а не куда-нибудь во Францию? Как «зачем»? Вы же могли там выучить язык и устроиться журналистом. Вы и так журналист? Здесь? Господи! Зачем вам это надо? Там же лучше. У нас правовой беспредел. Вы что, собираетесь всю жизнь с ним бороться? Жизнь одна! Жить надо здесь и сейчас. Моя дочь закончила французскую спецшколу и МГУ, а потом уехала в Италию и сейчас там нормально живёт. Кем работает? Переводчицей. Или вот многие знакомые по еврейской линии в Германию уехали – на социал. Приезжают только иногда зубы полечить. Почему сюда? Ну, у них зубы в социальный пакет не входят, а у нас дёшево…»

Что тут важно: во всех русских народных сказах про Удавшуюся Жизнь в Удобном Мире присутствует один ресурс, без которого всё рушится. И этот ресурс – Россия.

Без неё ничего не получается. Она вечно торчит во всех поэмах в качестве сырьевого придатка к Удавшейся Жизни – будь то французская спецшкола и МГУ для способной Юленьки, где её научили быть переводчицей в Италии. Будь то источник грубоматериальной подпитки хорошего английского образования способного мальчика Юрия Никитича Белых. Будь то хотя бы место, куда свалившие по еврейской линии небожители (живущие на планете, кстати, благодаря Красной Армии) иногда спускаются на белоснежных крылах люфтганзы дёшево полечить зубы, потому что в Германии зубы в социал не входят.

Это всё, конечно, тоже означает «квалифицированно пользоваться результатами творчества других». Но всё же в таком половинчатом приспособлении нет настоящей полноты. В нём ещё слишком много амбициозности, а времена в мире сейчас тяжёлые. Что если экономика Италии, например, всё-таки рухнет (у неё долг больше ВВП), и переводчице Юленьке придётся стать упаковщицей? А если в Италии, по примеру соседней Франции, примут очередной антиэмигрантский закон? С Юленькой тогда будет куча проблем: вдруг в ней отпадёт надобность, а она захочет нецелесообразно остаться?

Настоящая полнота приспособительства, однако, в мире есть. И сейчас я о ней расскажу.

Идеал называется Пираха. Это эргономичного размера (420 душ) племя в бассейне реки Амазонки, являющееся совершенно идеальными людьми XXI века в смысле квалифицированного потребительства в кризисном мире. Самоназвание племени переводится примерно как «простые ребята». Все прочие народы и их языки они обозначают словом «кривоголовые», потому что те вечно чем-то заморочены. Для национальной гордости у пираха есть все основания: их быт, культура и даже язык являются совершенно исключительными во всех смыслах. Даже не знаю, с чего начать, – там всё восхитительно.

Ну, начнём с языка. Язык у пираха самый экономичный и удобный на свете: в нём три гласных и несколько согласных, и им хватает. Отсутствуют цветовые определения. Отсутствуют числительные: есть только понятия «мало» (до 4) и «много» (более 4). Нет понятия целого и части. Нет всяких дурацких отвлечённых понятий типа «история» (у пираха нет истории, всё, находящееся за пределами личного опыта, для них не существует). Нет понятия «религия» — поскольку Бога никто не видел, Его нет. Есть слово «духи» — это такие сущности, которые иногда приходят к нам во сне. Кстати, понятия «мысль» и «сон» обозначаются одним словом – мало ли какая фигня человеку в голову лезет.

Теперь о материальной культуре. Искусства у пираха нет, они даже детям игрушек не делают. Сами дети, правда, что-то иногда делать пытаются – но, поскольку востребованность их неквалифицированного творчества нулевая, с возмужанием бросают эти глупости. Украшений у пираха тоже нет. Они, правда, радостно смотрят голливудское кино (проверено экспериментом) – но там много непонятного, поэтому для них это чисто аттракцион.

Отсуствует накопительство – встал, поймал в окружающем мире что-нибудь из имеющейся номенклатуры (рыбу там или выдру), тут же съел. Поскольку рыбы и выдр вокруг хватает (на поиск еды уходит от 15 минут до 2 часов), пираха живут как московские хпистеры – то есть вообще без распорядка дня. Спят когда хотят, просыпаются для игр, охоты или совокупления, а потом и снова поспать можно. При этом пираха любят есть – обычно не для того, чтобы утолить голод, а из желания «стать тяжёлыми». Есть мнение, что это идеальная форма самовыражения.

Пираха, конечно, пользуются плодами материальной культуры: у них есть мачете и всякие там каноэ. Но эти полезные предметы они выменивают у соседей, испорченных цивилизацией – как мы помним, «кривоголовых». В качестве платы они предлагают пойманную рыбу, зверушек или себя в качестве сексуальных объектов (с этим у них полная продвинутость, половая мораль как понятие отсутствует). Если каноэ ломаются, а кривоголовых, согласных продать новые, поблизости нет – пираха не парясь плавают на обычных кусках коры, благо она с окружающих деревьев сама отслаивается.

Пираха – совершенные индивидуалисты, он равны между собой. У них напрочь отсутствует социальная иерархия. Вызовов, на которые следует отвечать коллективно, нет (вернее, они их не видят) – следовательно, и общество не нужно.

Одним словом – перед нами люди, совершенно идеально приспособленные к среде. Проблему перенаселения они, кстати, тоже решили: путём изменения отношения к проблеме. В западных источниках это называется «необходимой отстранённостью к детям в условиях джунглей». То есть к детям они относятся как к недолюдям, особо ими не занимаются и с младенчества принуждают искать пропитание самостоятельно. У пираха детская смертность 75%, да и вообще продолжительность жизни невелика – но это никого особо не парит. Семей у них тоже практически нет: люди занимаются сексом как попало, иногда поживут друг с другом, разойдутся – никто сильно не переживает.

Когда (в конце 1970-х) к пираха прибыл американский миссионер и лингвист Дэниел Эверетт – они довольно быстро обратили его в свою философию. Эверетт написал восторженную книжку о людях, которые «живут здесь и сейчас», а сам за несколько лет стал атеистом. От него из-за этого ушла жена, но это только потому, что она тоже кривоголовая и не сумела понять, как здорово жить не парясь.

Так вот, уважаемые читатели, у меня есть версия. Глобальная цивилизация, представляемая доктором Эвереттом и Андреем Александровичем Фурсенко, в ближайшее время явно стремится к созданию общества, в котором процентов 85 будут составлять именно такие вот пираха. То есть: согласные жить на гарантированном окружающей средой минимуме, а за что-нибудь сверх минимума готовые подставить что угодно. Живущие «здесь и сейчас». Полностью принимающие правила любой игры. Квалифицированно пользующиеся плодами чужого творчества и не претендующие на создание чего-нибудь собственного. Не страдающие абстрактным мечтательством и излишней сентиментальностью друг к другу.

И, конечно, знать не желающие ничего о том, что значит быть людьми.

А быть людьми – это значит быть «кривоголовыми». То есть это когда не сытое чрево, но вечный голод духа. И когда всегда хочется исправить мир, и расширить мир, и узнать этот вечно расширяющийся мир. И верить в то, чего ещё не потрогаешь, но что должно быть, потому что посещает во сне.

И в этом смысле нам с Андреем Александровичем и его представлениями о цивилизации не по пути.