Многонациональное Подмосковье

В Подмосковье одобрена Концепция реализации государственной национальной политики. Программа включает себя различные меры по укреплению межэтнических взаимоотношений, включая проведение Ассамблеи народов Подмосковья и других мероприятий с участием национальных и иных общественных объединений для обсуждения актуальных вопросов социального развития.

По итогам Всероссийской переписи населения 2010 года русские составляют 92,9% населения Подмосковья. При этом на 1 марта 2012 года на территории Московской области официально зарегистрировано 73 национальных общественных объединения. Реальное же число гастарбайтеров составляет примерно 19% от числа жителей региона. Создавшаяся ситуация воспринимается местным населением как угроза собственной безопасности. В ряде случаев жители Подмосковья переходят к решительным действиям. Так в ноябре 2010 года жители города Хотьково изгнали всех гастарбайтеров.

Разумеется, межнациональный диалог необходим, а ксенофобия в любых ее формах недопустима. Однако в последнее время у многих складывается впечатление, что нерадивые чиновники сами провоцируют конфликты на межнациональной почве. Нарочитая поддержка национальных меньшинств там, где в поддержке нуждается большинство, вызывает у этого большинства очень серьезные сомнения в принципиальной готовности властей защищать их интересы. «В Подмосковье уже существует «Приют для матерей-мигранток», а приюта для русских матерей оказавшихся в бедственном положении нет», — пишет известный публицист Егор Холмогоров. По его словам, в дальнейшем повсеместно будут появляться больницы для мигрантов, школы для мигрантов где они будут получать качественное и бесплатное лечение и образование не утруждая себя собиранием справок. «Деньги для этого, — подчеркивает Холмогоров, -естественно, возьмут из социальных расходов на всех жителей». Напомним в этой связи о недавней инициативе МВД по Московской области назначать в Подмосковье участковых по национальному признаку (см. «Должны ли участковые быть одной крови с преступниками? — Мнения парламентариев»).

В результате происходит наблюдаемое в последние годы и даже месяцы резкое падение веры населения в возможность социальной справедливости. Как сказал недавно протоиерей Всеволод Чаплин, царящая в нынешней России социальная несправедливость угрожает самому существованию страны. Это мнение поддержали в интервью Regions.Ru и российские священнослужители (см. «Социальная несправедливость может взорвать Россию (мнения священнослужителей)»). «Сложившаяся общественно-политическая ситуация в стране нравственно оскорбительна и чревата самыми худыми и непредсказуемыми последствиями», — говорит протоиерей Борис Михайлов. «Революционная ситуация может возникнуть в любой момент», — вторит ему игумен Гермоген (Ананьев).

Стоит ли искусственно создавать и поддерживать национальные объединения там, где большинство составляют русские? Не чревата ли такая непродуманная политика в национальном вопросе социальным взрывом? С такими вопросами корреспонденты REGIONS.RU/»Новости Федерации» обратились к представителям верхней и нижней палат российского парламента.

Парламентарии не видят ничего плохого в поддержке национальных объединений там, где большинство составляют русские, и не считают, что права русских при этом ущемляются. Между тем отдельные политики призвали лучше учитывать интересы коренного населения.

Валерий Шнякин Заместитель председателя Комитета Совета Федерации по международным делам, представитель в СФ от исполнительного органа госвласти Нижегородской области:

В первую очередь, безусловно, нужно поддерживать коренных жителей. Но представители национальных меньшинств тоже, естественно, есть не только в Московской области, но и в других областях, в частности, Нижегородской. Это — следствие миграционных процессов. И если они интегрируются в новое для себя пространство, то это идет на пользу всем. Если же нет, то здесь, конечно, могут возникать всякие осложнения, вплоть до социальных взрывов. Поэтому главная задача для представителей иных, чем коренные жители национальностей, — интегрироваться в местные условия, а не создавать национальные анклавы.

Исходя из собственного опыта могу утверждать, что не все приезжие стремятся следовать законам принимающей стороны. Будучи в свое время заместителем полномочного представителя президента в Приволжском федеральном округе, мне не раз доводилось общаться с религиозными деятелями различных конфессий и, что было очень для меня неожиданно, местные мусульмане, которые уже давно живут в этом регионе, жаловались на вновь прибывающих мусульман. Они, к примеру, говорили, что те приезжают со своими законами, своими традициями, пытаются их навязывать и не очень охотно идут на контакт даже с исламскими религиозными деятелями.

Первый заместитель председателя Комитета Совета Федерации по социальной политике, представитель в СФ от исполнительного органа госвласти Чукотского автономного округа
Лариса Пономарева:

Не вижу ничего страшного в том, что на территории Подмосковья регистрируются национальные общественные объединения. Происходит это на основании существующих российских законов. Если люди, приезжающие в Россию, в том числе в Московскую область, не совершают ничего незаконного, пусть себе живут. И никакой сильной поддержки местными властями приезжих я не вижу. Да, зачастую приезжие раздражают нас своим неопрятным видом. Но посмотрите, в каких условиях они живут и вспомните, зачем сюда приезжают. Кстати, у нас существуют объединения поляков, про которые мало кто слышал в том числе и потому, что внешне они от нас не отличаются. Но приезжающие к нам мигранты из республик Средней Азии не виноваты же, что выглядят именно так.

Я вообще считаю, что разговоров о делении на коренных и некоренных жителей вестись не должно. Мы же живем в многонациональной стране, поэтому воспитание на тему того, что все мы граждане одной многонациональной страны, должно начинаться с раннего детства. Тогда мы будем рады принимать еще и гостей.

С другой стороны, приезжие должны адаптироваться к традициям и обычаям России. Уважай нашу страну, подчиняйся ее законам, не настаивай на принятии своих и тогда все будут жить в межнациональном мире. А вот страны Западной Европы, на мой взгляд, слишком увлеклись толерантностью.

Член Комитета Совета Федерации по аграрно-продовольственной политике и природопользованию, представитель в СФ от администрации Саратовской области Владимир Гусев:

Мне кажется, что о дискриминации русского населения в Подмосковье говорить нельзя. Конечно, какие-то единичные случаи могут быть. И то, что приют для приезжих матерей там есть, а для русских мам, попавших в бедственное положение, нет, это, безусловно, плохо. Но на основании этого факта нельзя делать вывод о дискриминации коренных жителей и говорить о непродуманной миграционной политике. Хотя, несомненно, именно коренное население, в данном случае представители русской нации, в первую очередь нуждаются в поддержке.

Первый заместитель председателя Комитета Совета Федерации по международным делам, представитель в СФ от законодательного органа госвласти Еврейской АО Владимир Джабаров:

Я выступаю категорически против активной поддержки национальных объединений там, где большинство местного населения составляют русские. Понятно же, что такой подход может привести к обострению межнациональной розни.

Национальной темы не раз касались и президент с премьером. Так, выступая в январе на итоговой коллегии ФМС, в своей предвыборной программе Владимир Путин подчеркивал, что приезжающие на территорию России не должно создавать национальные гетто, живя в замкнутом пространстве. Я считаю, что такая форма обустройства — это бомба замедленного действия, рассадник национальных проблем. В противном случае получим ситуацию, как во Франции, где выросли целые поколения африканцев, являющиеся французами только по паспорту. По духу же таковыми они себя даже сами не считают.

Приветствовать можно создание национальных культурных центров, в которых, в том числе, будет происходить приобщение к русской культуре.

Председатель Комитета Совета Федерации по аграрно-продовольственной политике и природопользованию, представитель в СФ от законодательного органа госвласти Астраханской области Геннадий Горбунов:

Мне не кажется, что национальные общественные объединения в Подмосковье создаются искусственно. Лично я ни о каких перекосах в национальной политике Московской области или любого другого региона не слышал. Нет их и в моей Астраханской области, которая вообще уникальна с точки зрения национального представительства — у нас проживает более ста национальностей.

Факт открытия в Подмосковье приюта для матерей-мигранток ни о какой непродуманной национальной политике не говорит. Может быть его открыла одна из зарегистрированных там национальных общественных организаций?

Вообще, российское государство традиционно к национальным меньшинствам относились с уважением. И в советское время, и сейчас комплектация органов власти всех уровней ведется по так называемой формуле: обеспечить представительство всех национальностей, пропорционально их численности на данной территории.

Председатель Комитета Госдумы по делам национальностей, член фракции «Единая Россия» Гаджимет Сафаралиев:

Я не согласен с теми, кто утверждает, что эта концепция якобы предусматривает какие-то преимущества для развития в Московской области тех или иных национальных общин, их культуры и традиций. Эта программа рассчитана в первую очередь на укрепление межнационального мира и согласия в регионе, на максимальное использование потенциала всего населения области для развития ее экономики, культуры и социальной сферы. Руководство любого нашего региона хорошо понимает, что противоречия и конфликты на межнациональной почве серьезно тормозят это развитие.

Политика властей Московской области с самого начала направлена на создание условий для мирных и добрососедских отношений между собой представителей различных национальностей, проживающих на территории Подмосковья. Считаю, что им удается справляться с этой нелегкой задачей — несмотря на всю сложность ситуации в области, где наряду с коренным населением живут не только представители национальных российских республик, но и многочисленные трудовые мигранты из бывших союзных республик. К примеру, в подмосковном Троицке очень хорошо работает система взаимодействия национальных диаспор с местной администрацией. Там удается находить согласие по многим спорным вопросам, в том числе по вопросам земельных отношений. В целом же по области, насколько мне известно, представителей самых различных этносов власти стараются привлекать к участию во многих культурных мероприятиях, к организации общенациональных праздников. Все это со временем приводит к тому, что люди начинают лучше узнавать и понимать друг друга, находить какие-то общие цели и интересы.

Член Комитета Госдумы по бюджету и налогам, член фракции «Единая Россия» Евгений Федоров:

Думаю, что речь здесь идет не о какой-то целевой поддержке тех или иных этнических образований в регионе, а о содействии интеграции представителей разных народов, живущих сегодня в Подмосковье, в единую русскую нацию. Сама эта нация на протяжении многих лет формировалась из многочисленных национальностей и народностей. В отличие от той же Европы, у нас сформировалась принципиально другая историческая ментальность, другая идеология и модель межнациональных отношений. России не стоит обращать внимание на европейский опыт, где национальная политика зачастую сводится к разделению народов по разные стороны одной улицы. Наш собственный опыт показывает, что у нас достаточно пяти-семи лет для того, чтобы любой приезжий стал считать себя русским, даже китаец. В европейских же государствах аналогичные процессы требуют смены трех-четырех поколений.

Сильная сторона России как раз и заключается в ее национальном многообразии, во взаимодействии и совместном развитии различных народов, их взаимном усилении. Не зря же страну называют «новым ковчегом» и даже «тихой гаванью» с точки зрения ситуации с развитием у нас межнациональных отношений.

Заместитель председателя Комитета Госдумы по охране здоровья, член фракции КПРФ Олег Куликов:

Надеюсь, все хорошо понимают, что подход к формированию национальной политики должен быть как можно более взвешенным. Вместе с тем я считаю, что такая политика должна максимально соответствовать интересам основного, коренного населения региона. И никаких националистических мотивов в этой позиции нет. Напротив, если действия властей направлены на создание каких-либо преимуществ для этнических автономий, это может серьезно спровоцировать русский национализм, его радикальные проявления. Мы обязательно должны это учитывать. Тем более, что у нас перед глазами яркий негативный пример Франции, где излишне либеральная национальная политика привела к серьезным социальным конфликтам, с последствиями которых страна не может справиться до сих пор.

Поэтому, в любом российском регионе, где преобладает русское население, национальная политика не может предусматривать ни создания специальных школ по этническому признаку, ни каких-либо иных условий для компактного проживания граждан других национальностей. Русские — и так достаточно толерантный народ, что само по себе служит определенной гарантией сохранения межнационального мира и согласия. И нельзя допускать никаких предпосылок, способных разрушить эту ситуацию.

Член Комитета Госдумы по транспорту, член фракции «Справедливая Россия» Валерий Зубов:

Считаю, что проблема межнациональных отношений в Московской области более, чем надумана. Вот в Москве на сегодня она есть, но опять же, если сознательно ее не подогревать, то существует надежда, со временем она понемногу будет рассасываться сама собой. Но утверждать какую-то специальную концепцию национальной политики в подмосковном регионе — это совершенно ни к чему.

На мой взгляд, это выглядит как попытка отвлечь внимание от реальных проблем Подмосковья. А сегодня таких проблем более чем достаточно. Взять хотя бы ситуацию с коррупцией, о чем ярко свидетельствует история с подпольными казино, отголоски которой не утихли и до сих пор. А положение дел с подмосковными дорогами, с острейшей нехваткой в регионе рабочих мест, с бедственной обстановкой в областных научных центрах, таких как Дубна, Королев, Протвино и т.д.? Вот чем действительно надо обеспокоиться руководству Московской области. Но там, вместо того, чтобы наконец задуматься о колоссальном разрыве в доходах жителей Москвы и области, в очередной раз проводят Ассамблею народов Подмосковья. Честно говоря, мне даже трудно представить, что это за народы такие, какие у них могут быть особые проблемы и откуда вообще взялась подобная странная формулировка. У нас даже в Сибири на вопрос о самоидентификации большинство жителей отвечают, что считают себя не сибиряками, а россиянами.

Первый заместитель председателя Комитета Госдумы по бюджету и налогам, член фракции ЛДПР Максим Рохмистров:

Считаю, что принятие такой концепции — это абсолютно бездумное решение, которое может спровоцировать разжигание межнациональной розни в регионе. Предусмотрены ли там средства на поддержку русской культуры? Думаю, что нет. Мне совершенно непонятно, чему конкретно будет способствовать эта концепция. Поддержке киосков с шаурмой? Созданию на территории области национальных анклавов? На мой взгляд, это решение — очередной пример дискриминационной политики власти по отношению к коренному русскому населению страны. А мы все продолжаем удивляться тому, почему у нас растет этническая преступность и усиливаются межнациональные противоречия. Мне буквально сегодня пришло обращение из Одинцово, где люди уже просто затерроризированы незаконными мигрантами.

Почему-то в республиках Северного Кавказа, в той же Чечне, не принимается никаких программ по развитию русской культуры, строительству православных храмов и т.д. С какой стати тогда русские в Подмосковье, составляющие 93% населения региона, должны из своих карманов оплачивать развитие культуры и традиций тех, кто представляет остальные несколько процентов? И это при том, что в области остается нерешенной масса социальных проблем, в плачевном состоянии находится вся система здравоохранения.

Хочу также обратить внимание, что концепция государственной национальной политики еще только внесена на рассмотрение в федеральное правительство, решения по ней пока не принято. А власти Подмосковья уже умудрились разработать и утвердить свой план по ее реализации. Потом они начнут эту программу переделывать, перепринимать, когда уже часть бюджетных средств будет потрачена. Поневоле приходят мысли и о коррупционной составляющей всей этой затеи.