«Сетевой террор взяли на карандаш»

Министерство внутренних дел Франции закрыло страничку тулузского стрелка в «Фейсбуке».

Ее успели посмотреть около 500 человек, причем большинство пользователей нажали кнопу «мне нравится». На посвященной террористу странице содержались враждебные высказывания в адрес французской полиции, которая застрелила Мохаммеда Мера. Закрытие страниц тулузского террориста можно считать первым шагом в борьбе французских властей с представительством террористических организаций в Интернете. Накануне президент Франции Николя Саркози в обращении к нации заявил, что в стране будет введено уголовное наказание за посещение экстремистских сайтов. На связи со студией радио «Вести ФМ» — главный редактор журнала «Хакер» Никита Кислицин.

«Вести ФМ»: Никита, предложение Саркози — это французское ноу-хау или в мире уже есть примеры подобного контроля?

Кислицин: В принципе, в мире есть примеры подобного контроля и чисто технически, конечно, все это очень возможно просто потому, что Интернет во всех странах очень жестко контролируется спецслужбами, что они часто используют в расследовании уголовных дел. Прежде всего в России можно вспомнить так называемую систему СОРМ — систему оперативно-розыскных мероприятий, которая, в принципе, позволяет контролировать весь интернет-трафик, всю цифровую информацию — начиная со звонков, СМС, телефонии и заканчивая интернет-трафиком, который генерируют пользователи. Если он открытый, то эта вся информация может легко анализироваться.

«Вести ФМ»: А насколько здесь подходит слово контроль? Не получится ли так, что будут сажать в тюрьму тех, кто заходил к террористу на страницу?

Кислицин: Здесь важна техническая возможность делать эту работу на лету. Вот, Франция генерирует довольно много трафика. Я уверен, что у них есть технические возможности, у спецслужб Франции, анализировать этот трафик просто по списку, например, определенных сайтов, решая задачу — отфильтровать список адресов, которые заходили на определенных список сайтов. Видимо, так у них работала система в случае с детской порнографией, видимо, у них был список сайтов, которые они отслеживали, вполне возможно, специально не закрывая, чтобы собрать посетителей этих сайтов. А потом, имея адреса пользователей, которые интересуются таким контентом, они могут преследовать уже самих пользователей. Что, собственно, и навело страх на французских педофилов.

Полностью слушайте в аудиоверсии