Марина Салье не окончила роман

21 марта скончалась политик Марина Салье. Она была главой комиссии Ленсовета, которая анализировала деятельность вице-мэра Петербурга Владимира Путина в 1992 году («доклад Салье»).Что будет с архивом по «делу Путина» после смерти Салье?

Напомним, роль вице-мэра Петербурга Владимира Путина в «бартерном» деле в 1992 году исследовала депутатская комиссия Ленсовета во главе с Мариной Салье. Комиссия пришла к выводу, что за границу уходили природные ресурсы по экспортным лицензиям, подписанным вице-мэром Путиным. Взамен в Петербург должно было поступить продовольствие, но продовольствие не поступило. Цена вопроса — не менее 100 миллионов долларов.

В 1992 году депутаты обратились в прокуратуру Петербурга с требованием возбудить дело по статье 170 УК РСФСР («Злоупотребление властью или служебным положением»), а также рекомендовали мэру города Анатолию Собчаку снять Владимира Путина с должности. Мэр рекомендацию проигнорировал, а прокуратура 29 июня 1992 года вынесла постановление об отказе в возбуждении уголовного дела «за отсутствием состава преступления». Прокурор города Владимир Еременко направил мэру представление, в котором предложил обратить внимание на неверное оформление некоторых лицензий. Расследование проводило Контрольное Управление Администрации президента.В последние годы жизни Марина Салье прервала многолетнее молчание: давала интервью журналистам, вела блог на Радио Свобода, писала в «Фейсбук», выступила на митинге «За честные выборы» в Петербурге 4 февраля. В своей речи Марина Салье заявила, что добивается того, чтобы «дело Путина» было доведено до суда. Документы — экспортные лицензии, договора, своего рода «объяснительную Путина» и многое другое Марина Салье бережно хранила. Что будет с ее архивом? Об этом мы разговаривали с ее соратниками.

Председатель Совета Лиги избирательниц Санкт-Петербурга Татьяна Дорутина рассказала корреспонденту Радио Свобода:

— Я уговаривала Марину Евгеньевну сдать в Петербургский исторический архив документы, и часть документов она туда действительно сдала. Но самые дорогие для нее документы Марина Евгеньевна оставила себе, несмотря на то, что с архивом можно было заключить договор, по которому доступ к документам их исследователи получали бы только с разрешения родных. Но думаю, Марина Евгеньевна боялась: вдруг придет «матрос Железняк» и раскурочит этот архив?

В общем, никакого специального распоряжения относительно своего архива Салье не оставила. Сестра Марины Евгеньевны Наталья говорит, что они вместе приводили этот архив в порядок.

Часть документов, в частности, копии публикаций в прессе, книги, автором которых была Марины Салье, были привезены к нам, в Лигу избирательниц. Книги мы просто раздали людям. Речь об «Истории Свободной демократической партии», «Мафрупции», «Дискуссии о либеральных партиях», книге, посвященной женскому движению…

А что касается всего остального, то Марина Евгеньевна и Наталья все время говорили: «Приводим в порядок, приведем — поймем, что с этим делать».

Если говорить о так называемом «деле Путина», то эти документы в копиях есть у многих российских и западных журналистов. Марина Евгеньевна из этого тайны не делала. Оригиналы документов, насколько я знаю, хранятся не в ее доме, а отдельно. И, видимо, они в свое время тоже будут переданы в архив. Но пока никакого решения по этому поводу нет, — сказала Татьяна Дорутина.

Марина Салье оставила неоконченную автобиографию. Первый том был готов к передаче литературному агенту, рассказывает соратник Марины Салье, бывший заместитель председателя комитета по продовольствию исполкома Ленсовета Леонид Добровольский:

— Она называла эту книгу «сентиментальный роман». Это автобиографическая книжка, задуманная в трех томах. Написан первый том — он посвящен тому периоду жизни Марины Евгеньевны, который кончается поступлением в университет. Речь идет о блокаде, эвакуации в Среднюю Азию и возвращении оттуда — на обратном пути в Ленинград в поезде у Салье умерла мать…. Знаю, что в третьем томе она планировала рассказать о своей политической деятельности в последние годы. Есть серьезная проблема: мачеха Марины Салье (которой сейчас около 90 лет) то соглашалась, то не соглашалась на выпуск книжки. А Марина Евгеньевна с ней советовалась. Дело в том, что она пишет предельно откровенно и о себе, и о совей семье. Были планы издать эту книгу в Европе и Штатах. Жизнь Салье безумно интересна сама по себе — и доклад о Путине только эпизод в ее биографии. Марина Евгеньевна писала ярко. Одна из частей книги должна была — по замыслу автора — рассказать о том, как и почему появились слова «дерьмократы» и «либерасты». Но Марина не успела дописать эту главу, — сказал Леонид Добровольский.

Прощание с Мариной Салье пройдет в Петербурге в субботу 24 марта в 12:00 в большом зале крематория.