Смерть последнего коллаборациониста

Иногда кажется, что Вторая Мировая война, бывшая для наших предков Великой Отечественной, это уже нечто далекое, скрытое за туманом времени. Но иногда происходят события, которые живо напоминают о том, что это не так, и нас, сейчас живущих, все еще обдает жаром тех событий.

В доме престарелых «Bad Feilnbach» в немецком городке Розенхайм, на 91-м году жизни, скончался человек, ставший своеобразным символом того, что начавшееся в 1933-м в Германии все еще живо и делает свое дело. Умершего старика звали Джон (Иван) Демьянюк. Он был признан виновным в совершении тяжких преступлений в бытность охранником лагерей смерти на территории современной Польши и Германии. Правда, его уголовное дело растянулось более чем на 30 лет.

Иван Николаевич Демьянюк родился 3 апреля 1920 года в селе Дубовые Махаринцы, ныне входящем в состав Казатинского района Винницкой области Украины в бедной крестьянской семье. В 1941 году, накануне начала Великой Отечественной войны, он был призван в Красную армию. В мае 1942 года в боях под Керчью Демьянюк был ранен и попал в немецкий плен.

По утверждению самого Демьянюка, до 1945 года он содержался в лагерях для военнопленных: первые недели плена он работал на железной дороге, потом был переведен в лагерь для военнопленных в Ровно, затем около 18 месяцев провел в лагере недалеко от польского города Хельм. Затем в феврале 1945 года он был переведен в лагерь в австрийском Граце и зачислен в Русскую освободительную армию (РОА) под командованием генерала Власова, в рядах которой служил до конца войны простым солдатом: входил во взвод, охранявший высший командный состав армии.

После разгрома гитлеровской армии Демьянюк бежал в американскую оккупационную зону и впоследствии оказался в лагере для перемещенных лиц в баварском городе Ландсхут. Где бывший власовец неожиданно получает работу шофером на американской военной базе в Баварии. Это первая, но не последняя странность в биографии этого человека. Как бывший советский подданный, служивший у Власова, смог пройти отбор на столь ответственную должность? Видимо, товарищ чем-то приглянулся американцам. Причем настолько, что они достаточно активно покрывали его. Уже работая на базе, Демьянюк задавил насмерть своего знакомого. Но бывшему власовцу это происшествие почему-то сошло с рук. Никакой отсидке в тюрьме или каким-либо иным взысканием он не подвергался. Мало того, вскоре подал заявление на эмиграцию в США. Оно практически тут же было удовлетворено и в феврале 1952 года Демьянюк прибыл в Америку, сменив имя на Джон. Это при том, что в те годы даже людям с безупречной биографией приходилось годами ждать права на эмиграцию в США. В Америке Джон-Иван обосновался в штате Индиана, а затем переехал в Кливленд, штат Огайо, где поступил на работу механиком по дизельным двигателям на завод Ford. В 1958 году Демьянюк был окончательно натурализован и получил гражданство США.

Наверно, остаток жизни новоявленный Джон провел бы в тишине и покое на фоне американской провинции, если бы не тщеславие Демьянюка. В конце 60-х обыкновенного американского механика показали по местному телеканалу. Передачу случайно смотрел один из узников нацистского лагеря смерти. В Джоне Демьянюке он опознал Ивана Грозного — такое прозвище дали украинскому извергу, который служил немцам. «Иван Грозный» был реально демонической личностью. Он служил в польских лагерях смерти Треблинка и Собибор, и ему убийства доставляли истинное наслаждение. Он своими руками открывал газовые вентили, закалывал людей штыком и вспарывал беременным животы.

Началась шумиха в прессе, но американская Фемида опять почему-то бездействовала. Сам же Джон-Иван все отрицал, заявляя, что он был просто заключенным в концлагерях и иногда привлекался к хозяйственным работам. В 1975 году Сенат США получил от советской стороны список проживающих в стране иммигрантов, которые могли помогать нацистам в уничтожении заключенных концлагерей. В документе было указано, что после того, как Демьянюк попал в плен, он согласился на сотрудничество с нацистами и был переведен в лагерь Травники в Польше, где прошел добровольную подготовку на тюремного надсмотрщика и оператора газовых камер. После чего принес присягу на верность Третьему Рейху. Также указывалось, что в марте 1943 года он был переведен в концентрационный лагерь Треблинка в Польше. Но и здесь США проявили полное равнодушие к личности Демьянюка и даже не подумали об его выдаче СССР.

В 1977 году личностью Джона-Ивана заинтересовался уже Центр Симона Визенталя, специализировавшийся на поимке нацистских преступников. Запрос на экстрадицию Демьянюка подал уже Израиль, которому Америке было весьма не с руки отказать. В результате американский суд признал Демьянюка виновным в указании неправильных сведений о себе в просьбе о получении американского гражданства. В феврале 1986 года Джон-Иван был экстрадирован в Израиль, где предстал перед специально созванным по этому случаю трибуналом по обвинению в военных преступлениях. В апреле 1988 года Демьянюк был признан виновным и приговорен к повешению. После распада СССР была раскрыты некоторые секретные материалы допросов сотрудниками КГБ немецких военнопленных: они содержали настоящие имя и фамилию «Ивана Грозного», оказавшегося Иваном Марченко. Израильская Фемида сочла, что этого достаточно для того, чтобы освободить бывшего красноармейца — хотя сам факт службы Демьянюка охранником концлагерей под сомнение уже не ставился. Джон-Иван вернулся в США и без проблем получил обратно американское гражданство. Хотя было уже доказано, что он неправильно оформил документы для его получения.

Но Демьянюка снова стали донимать сотрудники Центра Визенталя. Всплывали все новые и новые факты из биографии «простого заключенного». В одном из немецких архивов было обнаружено выданное на имя Демьянюка удостоверение члена СС за номером 1393. Кроме того, был найден документ в котором утверждается, что в 1943 году Демьянюк был переведён в Собибор. Также нашли фото с призывного пункта, с которого Демьянюк отправлялся в Красную Армию. Экспертиза установила, что на фото с призывного пункта и с удостоверения — одно и тоже лицо. В 2001 году в Штатах начался новый процесс против Демьянюка. Обвинение доказало, что он служил как минимум в Собиборе, Майданеке, Флоссенбурге, а также в лагере для остарбайтеров (граждан СССР, преимущественно из числа этнических русских, белорусов и украинцев) Травники. Демьянюка в 2004 году повторно лишили американского гражданства, однако запроса о его выдаче ни из одной страны долго не поступало. В 2008 году немецкий федеральный Центр по раскрытию преступлений национал-социалистов обратился в Верховный суд Германии с просьбой потребовать его экстрадиции в Германию. В марте 2009 году мюнхенская прокуратура по поручению Верховного суда Германии выдвинула Демьянюку обвинение в пособничестве убийству 29 тысяч человек в концентрационном лагере Собибор в марте-сентябре 1943 года. Сторона обвинения даже заявила, что располагает списками людей, которых Демьянюк лично отправил в газовую камеру. После судебных проволочек в апреле 2009 года Верховный суд США отклонил прошение об отмене депортации, и 11 мая 2009 года Демьянюк был доставлен специальным рейсом в Германию, где в июле ему было официально предъявлено обвинение в массовом убийстве. 12 мая 2011 года земельный суд Мюнхена приговорил Демьянюка к тюремному заключению сроком в пять лет, почти полностью удовлетворив требование прокуратуры.

До рассмотрения апелляции Демьянюк был выпущен из тюрьмы и помещен в дом престарелых в баварском курортном местечке Бад Файльнбах, где и скончался несколько дней тому назад. Унеся с собой в могилу, некоторые тайны. Например, относительно того, чем же он был так мил американцам в послевоенный период.

Суды над Демьянюком вызвали большой резонанс в мире. К сожалению, украинское происхождение Джона-Ивана вмешало и нашу страну в эту страшную историю, выставляя наших соотечественников не совсем надлежащим образом. Сначала Демьянюка изо всех сил защищали украинские националисты, проживающие в диаспоре, регулярно организовывая сборы средств на адвокатов и оказывая моральную поддержку палачу. После провозглашения украинской независимости уже доморощенные националисты грудью кинулись защищать нацистского преступника. Апофеозом этой защиты стало обращение в 2009-м году Львовского облсовета к президенту Украины Виктору Ющенко, премьер-министру Юлии Тимошенко и Верховной Раде с просьбой заступиться за Джона-Ивана. Львовские депутаты назвали преследование Демьянюка, ни много ни мало, международным заговором. Слава Богу, даже у такого отмороженного националиста как Виктор Ющенко, хватило ума официально не заступаться за Демьянюка, а то бы в глазах мировой общественности мы выглядели бы уже совсем ужасно.

Пока же, по мнению экспертов, суд над Демьянюком — это последний суд над преступлениями времен Второй мировой войны. По крайней мере, военных преступников подобного калибра в мире уже просто не осталось. Но это не означает, что и в дальнейшем их не будет. Ведь если бы не тщеславное стремление Демьянюка засветится на ТВ, то этот человек возможно до сих пор был бы жил в полной безнаказанности. А сколько еще таких вот «демьянюков» вообще не понесли никакого наказания? Спокойно прожив свою жизнь и воспитав сотни и тысячи своих преемников, многие из которых пошли политику в культуру, на ТВ, принося туда вместе с собой ядовитые споры коричневой чумы. Возможно, поэтому именно Украина стала одним из лидеров возрождения радикальных националистических и нацистских идей.