«Легионеры не преступники, а русские не знают историю»

В интервью программе «Вопрос с пристрастием» телеканала PRO100 ассоциированный профессор Латвийского университета Ояр Скудра заявил, что легионеры — не преступники, а русские плохо знают историю.

На вопрос телеведущей, откуда взялось 16 марта, Скудра ответил, что за это надо сказать спасибо обществу Daugavas vanagi. 16 марта стали отмечать в 1952 году в Великобритании.

«Если бы традицию ввели нацисты, то британские спецслужбы о них бы позаботились. Daugavas vanagi выполняли своего рода социальную роль и решили, что нужно найти какой-то день — выбрали 16 марта, за неимением другой даты. Это день, в который произошло боевое событие, и он не имеет значительного стратегического значения. В этот день произошел бой за удержание высоты», — сказал Скудра.

«Нюрнбергский трибунал назвал Ваффен СС преступной организацией и добавил одно вспомогательное предложение, согласно которому можно заявить, что большинство членов латвийского Ваффен СС не были преступниками», — сказал историк.

Скудра говорит, что в советское время, в кругу семьи, легионеры рассказывали о своей судьбе.

На вопрос, кем были в советское время в латышской среде легионеры, он пояснил, что официально они были осужденными — многие побывали в Сибири. «Военными преступниками их не считали. На уровне человеческих отношений, в семьях к ним относились позитивно, в большинстве», — рассказал Скудра. По сути, у каждого латыша есть родственники, которые сражались в легионе. Негативного отношения не было. Или позитивное, или нейтральное», — говорит историк.

«У меня прямых родственников среди легионеров не было, разве что родственник моего деда был воином легиона. Он рассказывал, как они отступали, и другие истории. В социальной памяти, в коммуникативной памяти латышей, которая существует между тремя-четырьмя поколениями, отношение к легионерам позитивное или нейтральное.

В СССР в коммуникативной памяти легион существовал всегда.

А что касается самого 16 марта, то легионеры стали отмечать этот день в Латвии только в 90-х годах. И только в конце 90-х годов этот день приобрел политическое значение, например, в 1998 году. Немаловажную роль сыграло предложение сделать 16 марта официально отмечаемым днем. Я согласен, что это было политической ошибкой», — сказал Скудра.

Что касается современного общества, то большинство современных латышей знают, что только 15-20% шли в легион по своей воле.

«То, что после победы над СССР восстановится Латвия, было утопической идеей«, — говорит Скудра. — Люди, участвуя в боях, жили надеждой. Сомневаюсь, что там были политические мотивы. Но в том, что люди любили свою родину я уверен», — сказал Скудра.

По мнению историка, в СМИ шума больше, чем самого события. «Важный фактор в негативном отношении к 16 марта в том, что к этому очень негативно отнестись Россия и русскоязычные СМИ.

Почему русские крайне негативно воспринимают 16 марта?»

По словам Скудры, многие русские Латвии не понимают, что легионеры не были преступниками, и их можно чтить просто как участников войны. По его словам, в полицейские батальоны призывали русскоязычные жители Латвии. Русских полицейских батальонов было около семи, а в каждом батальоне — по 500 человек.

Исследователь объясняет такое восприятие русскими легионеров несколькими факторами.

«С одной стороны, это незнание истории Латвии, — говорит Скудра про латвийских русскоязычных
. — Это во многом объясняется тем, какая социальная память, коллективная память существует среди русскоговорящих в Латвии, что в их семьях рассказывают».

К тому же, по словам Скудры, русскоязычные, вероятно, недооценивают сталинизм. «У русских, я думаю, большие проблемы с пониманием того, что сталинизм — это тоталитарное общество, что Сталин, по сути дела, с 1939 по начало 1941 года являлся союзником Германии… Значение победы во Второй мировой войне или, как называется в России, Великой Отечественной войне, преобладает в сознании над преступлениями сталинизма», — считает исследователь.