Росавиация внедряет белорусские нанотехнологии

В этом году Росавиация намерена потратить несколько миллионов рублей на разработку новых покрытий для взлетных полос. Сейчас региональные аэропорты России не могут обеспечить бесперебойной работы: для них даже сильный дождь — серьезное препятствие для посадки самолета. Решить проблему помогут композитные материалы и белорусские нанотехнологии.

Технологии не дошли до регионов

Сильный дождь может стать серьезным препятствием для посадки самолета — взлетная полоса становится скользкой. Кроме того, вода уменьшает срок службы аэродромного покрытия. В крупных российских аэропортах с 50-х гг. прошлого века создают специальные системы водоотвода и дренажа. Вода стекает по поверхности покрытия в специальные закрытые лотки, далее в колодцы и в коллектор. При этом на взлетных полосах надо устроить дополнительную защиту из железобетона, что делает конструкцию достаточно массивной. Плюс под покрытием залегает еще и дренажная система.

Внедрять такие системы в небольших аэропортах слишком затратно. По данным«Аэропроекта», в 100 российских аэропортах либо примитивные системы водоотвода, либо их вообще нет. Между тем лужи на взлетных полосах периодически приводят к опасным инцидентам. В мае 2011 года в Якутске самолет на 50 метров выехал за пределы покрытия. В июле аналогичный инцидент случился в Ростове-на Дону. К счастью, в обоих случаях пассажиры и экипаж не пострадали.

Бывший замминистра гражданской авиации СССР Олег Смирнов в беседе с «Маркером» отметил, что плохая дренажная система в нашем климате может вывести из строя взлетную полосу и привести к катастрофе.

Как стало известно «Маркеру», Росавиация ищет экономичные решения по осущению полос. По словам представителей «Аэропроекта» современные технологии позволяют снизить себестоимость осушения в два раза. Сейчас разработаны водоотводные технологии для аэродромных покрытий, мгновенно осушающие их поверхность. Такая система уже работает в Анапе. Скоро такие же покрытия установят в Белгороде и Омске. С 2008 года в той же Анапе, а также в Белгороде, Владикавказе, Махачкале, Самаре используют дренажные композитные покрытия — специальный трехслойный материал, осушающий большие площади. Как видно, недавно отремонтированный аэропорт Анапы — самый «продвинутый» из региональных.

Водоотвод по новой технологии стоит около 3000 рублей на метр взлетной полосы. А квадратный метр дренажного композита обходится в 120 рублей (при средней ширине взлетной полосы 60 м это соответствует 7200 рублей за метр полосы).

Плюс нанонапыление за семь рублей

Сейчас московское НПО «Стройполимер» и серпуховское НИИ тканных материалов испытывают новую технологию осушения для региональных аэродромов — дренажнуютрубу с напылением защитного слоя наноматериала. Наноматериал разработал учеными из Академии наук Белоруссии. Труба будет располагаться по краям взлетной полосы на глубине полутора метров. Если испытания завершатся успехом, к лету «Аэропроект» подготовит проектную документацию — и новую технолоию можно будет применять в России.

По словам Бориса Виноградова, главного специалиста технического отдела «Аэропроекта», такая трубка стоит дешево: около семи рублей за метр. Она применяется дополнительно к двум описанным выше технологиям. В первую очередь, трубами с нанонапылением собираются оборудовать аэропорты Омска, Волгограда, Орла и Липецка.

Эксперты пока что не спешат оценить достоинства новых технологий. «Работу новых систем оценить сложно, — отмечает специалист ЗАО «Ирмаст-Холдинг» Вадим Адронов. — Все системы сначала работают хорошо. Материалы скрыты под покрытием, поэтому не видно, как они справляются».

Нерешенные проблемы

Инновации для аэропортов можно внедрять не везде. Например, для Севера они не подходят.

Еще одна нерешенная проблема — ледяной дождь. «Чтобы растопить лед на аэропортовом покрытии, нужно подогревать поверхность, — комментирует Виноградов. — Существует подогревательное покрытие немецкой компании Rehau, однако оно чрезвычайно дорого и используется только для небольших территорий. Для аэродрома с километрами взлетных полос — это нереально». В случае ледяного дождя аэропорты прекращают работу и за рубежом.