История России: зачем царь дал вольную крепостным?

В марте 1861 года (по новому стилю) русский император Александр II дал крепостным свободу. И весь нынешний год пройдет под маркой великого события — 150-летия отмены крепостного права, освобождения народа России.

Зачем царь дал вольную крепостным? Кто и как работал над императорским манифестом?

Историк, академик РАН Юрий ПИВОВАРОВ, директор Института научной информации по общественным наукам (ИНИОН), накануне даты прочел на телеканале «Культура» лекцию «150 лет русской свободы». С любезного разрешения телеканала «Культура» и самого Юрия Сергеевича Пивоварова публикуем отрывки из лекций.

СВОБОДА ВЫБОРА

Василий Ключевский, крупнейший русский историк, сто лет назад, когда Россия праздновала пятидесятилетие отмены крепостного права, писал: «Это величайшее событие русской истории. Событие номер один».

Подавляющее большинство людей в России 150 лет назад были крепостными. Они не были рабами, но не были и свободными людьми. И скорее были похожи на рабов, чем на свободных людей. Поскольку большинство из нас являются потомками именно этих крепостных крестьян, то мы должны быть особенно благодарны людям, которые сделали это.

НАКАНУНЕ

За несколько лет до отмены крепостного права Россия проиграла крымскую кампанию 1853 — 1856 годов, когда русские войска были разбиты на русской же территории в Крыму коалицией основных европейских государств. Россия еще недавно, в 1812-м, победившая Наполеона и ставшая после этого грозной силой в Европе, вдруг проигрывает у себя дома. При хорошей армии, хороших полководцах, флотоводцах. Почему? Россия экономически отстала.

Новый царь Александр II, сын только что умершего Николая I, при котором и началась эта война, после поражения в Крымской войне едет на Парижский конгресс и подписывает унизительный для России мир, который лишает ее выходов в Средиземное море, право иметь флот на Черном море.

Вернувшись из Парижа, Александр II встречается с предводителями дворянства Московской губернии и говорит им: «Господа, конечно, отменять крепостное право, может быть, и не нужно, но когда-нибудь придется, и лучше это сделать сверху, чем снизу».

СВОБОДА И ЗЕМЛЯ

Для работы по отмене крепостного права по всей России Александр II создает специальные губернские комитеты с главным в Санкт-Петербурге, куда стекаются все предложения. Говоря сегодняшним языком, начался тендер предложений. Спорили западники, считавшие образцом для России Европу и выступающие за частную собственность, и славянофилы, ратовавшие за собственный путь России. Славянофилы предостерегали: на Западе кровавые революции, гражданские войны, рубятся головы, и прежде всего из-за социального, имущественного неравенства. Поэтому, призывали славянофилы, будем сохранять нашу драгоценность — общину, где люди живут в равных коллективных условиях, есть круговая порука, кому плохо — все помогут, эту форму в наших тяжелых природно-климатических условиях надо беречь. И победила славянофильская точка зрения. И она в проектах освобождения крестьян была сформулирована человеком, которому следовало ставить памятники, — это Юрий Федорович Самарин. Богатый русский дворянин из знатной семьи, приближенной к трону. Этот человек и придумал систему освобождения крестьян в рамках общины. Он сумел доказать — и это было, говоря сегодняшним языком, идеологическим обоснованием реформы, — что и помещики, и крестьяне имеют право на землю.

КРЕПОСТНОЕ ДВОРЯНСТВО

В XVII веке дворянское сословие ведь тоже было крепостным. Только эта зависимость имела другой тип. Если крестьянин должен был пахать землю для помещика и государства, то дворянин должен был воевать. Как только мальчику исполнялось 15 лет, он должен был идти в военную службу. Если физически он слаб, тогда в гражданскую службу, перышком скрипеть. И служить царю-батюшке, пока ноги волочит. И при Петре I это рабство дворянское еще больше увеличилось. Петр всех закабалил, со страшной, совершенно невероятной силой. Как впоследствии это повторит товарищ Сталин. И вот Петр III, неудачливый царь, всего лишь полгода сидевший на престоле, вдруг дарует русскому дворянству свободу. Молодой человек теперь может ехать даже за границу. Может поступать на службу в другую армию и возвращаться потом с заработанным там чином. Можно было жить в поместье, а можно в Петербурге, Москве, Париже, ехать в Америку. Можно было пить вино и самодурствовать, а можно было писать романы, стихи. И вот в России впервые появляется сословие свободных людей. И великий наш историк В. Ключевский скажет: «18 февраля 1762 года освободили дворян от крепостной зависимости. А на следующий день надо было освободить крестьян».

И как он сказал — так и сделали. Только через девяносто девять лет.

ПРОСВЕЩЕННАЯ БЮРОКРАТИЯ

Но отмена крепостного права была лишь движением к полной свободе. Вслед за этой реформой последовали и другие. Было введено земское самоуправление, проведены судебная и военная реформы, университетам вернули само­управление. Все это вошло в историю как «эпоха великих реформ». Все они были направлены на освобождение личности. Во главе этого движения находились совершенно незаурядные личности. Например, генерал Яков Ростовцев. За несколько дней до восстания декабристов он, прежде активный участник заговора, вдруг сообщил соратникам о своем несогласии с ними, отказался участвовать в выступлении, выдал заговорщиков императору и в день восстания был на стороне правительственных войск. Этот честный, благородный человек не был предателем и доносчиком, он полагал, что именно это нужно сделать для блага России. Потом он сделал блестящую карьеру, стал генералом.

Его сын, студент, учившийся в Германии, тяжело, смертельно заболел. И при смерти взял с отца клятву, что тот очистит имя семьи Ростовцевых от подозрения в предательстве, сделает что-то такое, что навсегда, золотыми буквами впишет имя Ростовцевых в русскую историю.

И генерал Ростовцев активно работал для освобождения крестьян, но, к сожалению, умер до реформы.

Эту реформу сделали люди, которых в истории принято называть «просвещенной бюрократией». Это была когорта вольнолюбиво настроенных прогрессивных чиновников, философски понимавших эту проблему, европейцев в полном смысле этого слова и одновременно не салонных говорунов, не таких вот профессоров, которые вещают за кафедрой, а людей, которые могут что-то делать реально. Это был феномен просвещенной бюрократии, который был создан в первой половине XIX века. И, кстати, к ним принадлежал и сам Александр II. Прогрессивная позиция была у руководства страны, к которой применима фраза Пушкина: «Правительство у нас — единственный европеец».

О СВОБОДЕ В РОССИИ

Некоторые идеологи говорят: Россия и свобода — вещи несовместимые, Россия — это типичная восточная деспотия, государство с очень сильной, мощной единоличной властью, где власть решает все, что хочу — то и сделаю. И поэтому свобода не для нас. А если должна быть какая-то свобода, то ее нужно контролировать, слишком много свободы опасно. Ведь посмотрите, говорят эти люди, этот царь или этот генеральный секретарь дали народу свободы, и во что это вылилось — в убийства, криминал, обнищание народа. Это глубоко не так.

Конечно, Россия — страна с очень сильными деспотическими властными традициями. Конечно, Россия — страна с трагической историей свободы. Тем не менее одной из важнейших традиций и тенденций русской истории является постоянное движение к свободе. У России своя история свободы, и она родилась гораздо раньше, чем отменили крепостное право. Россия встала на путь ограничения верховной власти еще в XVII веке. Во время Смуты и в последующие годы русское боярство и круги, близкие к нему, несколько раз заключали договоры с различными политическими силами. До конца XVII века, до воцарения Петра Великого, в России были земские соборы, «парламенты». Когда шла борьба между властью и какими-то социальными группировками, власть все-таки понимала, что надо себя ограничить, надо принять какие-то законы. Горожане если выступали против власти, то не только с идеей «дайте нам хлеба», «хлеба и зрелищ», не только, как говорят сегодня, с социально-экономическими требованиями, но требовали права, закона, порядка. А за правом и законом всегда идет свобода. Это поразительное свидетельство зрелости русского народа уже в середине XVII столетия. История русской свободы — это история попыток двигаться вперед, и хотя потом зачастую следует поражение, но тем не менее это остается в культуре народа, в памяти народа, в психологических механизмах, которые могут через поколение вновь начать действовать.

Уже в ХХ столетии великий русский политический мыслитель Петр Бернгардович Струве, один из крупнейших общественных деятелей России, напишет такую фразу: «Если бы в 1730 году победили верховники, то в 1917 году Ленин бы не победил». То есть если бы 200 лет назад самодержавие было ограничено — большевики не пришли бы к власти. Струве, который был приятелем, а потом стал врагом Ленина, считал, что победа Ленина и большевиков — это крест на русской свободе. И он оказался прав.

Но это другая история…