Свобода слова по-харьковски

Недавно я посмотрел любопытный четырехминутный мультфильм о свободе слова. Его авторы – дети из киевской студии «Птахи». Пластилиновая певчая вольная птичка соблазняется приманкой и попадает в клетку – таков незатейливый сюжет. Юные аниматоры говорят, что этот кинематографический образ похож на потерявших в реальной жизни свободу слова журналистов…

Один мудрец заметил: «Все дети гениальны, глупеют они потом». А вспомнилась мне эта фраза в сегодняшнем Харькове после разговора с некоторыми коллегами из разных региональных олигархических СМИ, напоминающих «крепостные театры». О какой свободе слова в Харькове можно всерьез говорить?! И все – таки…

Во втором по территории и населению украинском приграничном с Россией городе давно закрыты все оппозиционные к местной власти телеканалы, против директора канала «А/ТВК», имеющей звание «Заслуженный журналист Украины», преподавателя журналистики Харьковской Государственной Академии культуры (ХГАК) Елены Баранник организована настоящая травля с провокациями, психологическим давлением, угрозами. Эти события получили широкую огласку в Украине и вызвали резонанс за рубежом.

Точкой отсчета громкого конфликта можно считать официальное заявление Елены Баранник, сделанное 15 сентября 2011 года. Приведу этот документ в полном объеме:

«Сегодня в 12.25 прекратила вещание телекомпания «А/ТВК». Причина? Могу только догадываться.

Но всё по порядку. За так называемую «картинку» в эфире телеканала «А/ТВК» отвечает две ключевые фигуры — ХОРТПЦ (Харьковский областной телерадиопередающий центр) и УЦК (Украинские цифровые коммуникации). Работаем на договорных условиях.

Специалисты «А/ТВК» побывали сегодня на ХОРТПЦ, встретились с главным инженером Марциным А. Г. Не буду утомлять техническими тонкостями, лишь отмечу — там всё в порядке. С УЦК всё оказалось намного сложнее. Телефонные переговоры начались практически сразу же после пропажи сигнала в эфире. Ни один человек из этой организации не смог внятно ответить на вопрос, что происходит, по какой причине, и когда возобновится эфир. Я связалась с директором УЦК Максимом Цзяном, оказалось, что ему нужно два часа(!) на изучение договора, и вообще, он был удивлен, что к нему обращаются по такому вопросу.

В принципе, всё то, что произошло, было ожидаемо. Ждали сотрудники канала, ждали собственники, ждали участники новых проектов, и, наверное, ждали харьковские журналисты. Сомнений в том, что отключат, не было. Было только два вопроса — когда и по какому поводу. С «когда» всё ясно, а вот что касается повода… Немного истории:

с 28 июля на «7 канале» (владельцы — Кернес и жена Добкина) прекращено вещание «АТН» (случайность?);

почти две недели телеканал «ФОРА» вещал в усечённом варианте, а с 14 сентября — прекращено вещание полностью (совпадение?);

с 12.25 час. 14 сентября прекратил вещание «А/ТВК» (ну просто так получилось?).

Извините, но вы или слишком наивны, или слишком глупы, если утвердительно ответили на эти три вопроса.

И ещё одно задание на смекалку: угадайте, кто из харьковских каналов выиграл конкурс на получение лицензии на цифровое вещание? Правильно. Выиграл «7 канал», он же «Тонис», он же медиа – актив Кернеса – Добкина.

Сразу же хочу пресечь все разговоры о нашей вине — все услуги согласно действующим договорам оплачиваем, вещание ведём в рамках лицензии, которая действует до 2015 года.

Сегодняшние события считаю незаконными, расцениваю, как давление на СМИ, и заявляю о том, что заявления о незаконном отключении эфира телеканала «А/ТВК» будут направлены в Нацсовет по телевидению и радиовещанию, прокуратуру г. Харькова»

Я знаю Елену Баранник много лет. Оговорюсь сразу, у нас с ней разный профессиональный опыт, различные представления о сути журналисткой деятельности, мы по-разному отвечаем на многие мировоззренческие вопросы и не являемся единомышленниками в политике. Она, к примеру, до 2006 года в период каденции теперь уже экс-мэра Владимира Шумилкина возглавляла пресс-службу Харьковского горсовета. И вместе с другими вполне симпатичными людьми, такими, как Анастасия Даугале (с недавних пор ведущая программы «Подробности» на канале «Интер»), Елена Баранник самоотверженно боролась за имидж своего шефа, стремительно терявшего рейтинг у избирателей накануне очередных местных выборов.

Я тогда был на другой стороне баррикад, открыто поддерживал в эфире 7 канала главного конкурента Шумилкина Михаила Добкина. Шумилкин, как известно, проиграл. Но как я сейчас понимаю, город тоже мало что выиграл. Ведь Михаил Добкин не отработав до конца на должности Харьковского городского головы даже свой первый срок, ушел в губернаторы. И его предвыборные обещания уже некому было выполнять. В областную государственную администрацию перешла на работу из горисполкома почти вся команда Добкина. Исполнявший тогда обязанности мэра секретарь горсовета Геннадий Кернес сформировал свою команду. Но у него были и свои задачи, и цели…

Впрочем, это мой субъективный взгляд из настоящего в недавнее прошлое. Я допускаю, что кто-то оценивает деятельность местных властей в целом позитивно. Но что касается ситуации со свободой слова, то еще в 2010 году она расценивалась всеми экспертами негативно и с тех пор лучше не стала. Язык цифр иногда красноречивее всяких слов. Институт Горшенина с 22 по 23 сентября 2010 года проводил социологический опрос «Свобода слова в Украине: харьковское измерение» (перед выборами мэра, где главными оппонентами считались два кандидата, имевшие едва ли не самые высокие за всю новейшую историю Харькова антирейтинги).

И опять наши дороги с Еленой Баранник разошлись: я дистанцировался от политического процесса, никого на выборах не поддерживал ни явно, ни тайно, а она работала в команде Авакова против Кернеса…

Мэром стал Кернес. Аваков заявил о том, что у него украли победу при подсчете голосов. Начались сначала акции протеста, потом – очередная информационная война. Воевали в основном журналисты с обеих сторон. Сам Аваков только разводил руками, вел себя довольно вяло для лидера оппозиции, и тем самым давал поводы Кернесу публично называть его: «лузером», «политическим неудачником» и прочими обидными словами. Забавно, что незадолго до выборов Арсен Аваков опубликовал в местной газете свою статью под заголовком «Харьков – территория успеха»…

А спустя год Кернес признался в одном из интервью: «У меня компьютер для работы, я использую оперативные данные диспетчерских служб, электронную почту, говорю по Skype, использую все современные возможности. И время от времени я читаю те ресурсы, которые называют себя оппозиционными. Врага надо знать в лицо. Я хочу понимать ход мыслей этих людей. Вы знаете, некоторых журналистов я называю журналюгами, которым неймется, они все время ищут что-то. Что они ищут, я не знаю, но самое важное – они тебя ведут по своей дороге, вот мы тебя вот сейчас оскорбим или что-то напишем, и чтоб ты не ответил, будешь виноват…»

Социологи предупреждали: если мэром станет Кернес, будет хуже! Помню, как один из них говорил, что «Аваков – меньшее зло, он, можно сказать, либерал, хоть и олигарх» (на тот момент личное состояние гражданина Авакова по опубликованным данным оценивалось на сумму более 300 миллионов американских долларов). Я слушал и думал: «Во-первых, где вы видели олигарха-либерала? Звучит абсурдно, как волк-гуманист, не так ли? Во-вторых, я убежден, что из двух зол не выбирают!»

А результаты предвыборного соцопроса не потеряли своей актуальности и спустя полтора года. Методом индивидуального интервью были опрошены 40 харьковских журналистов, представляющие различные СМИ Харькова. Каждый желающий мог сохранить анонимность.

Выводы экспертов Института Горшенина:

«Региональные СМИ дают харьковчанам частично объективную информацию о социально-политической жизни города. Такого мнения придерживается большинство опрошенных журналистов – 67,6%. Каждый пятый журналист (20,6%) уверен что харьковчане вообще не получают объективную информацию из региональных СМИ, и только 11,8% опрошенных журналистов утверждают, что харьковчане получают объективную информацию.

По мнению Лины Мироновой, корреспондента «Харківських новин» (проект был закрыт после выборов – уточнение автора), «свобода слова в Харькове – как НЛО: все слышали о таком явлении, но в природе оно не встречается. Все СМИ чьи-то, значит, и журналисты работают на определенное мнение. Если оно совпадает с мнением редактора-владельца – идеально. Если нет – ищи другую работу».

Уровень свободы слова в Харькове по 5-ти бальной шкале получил твердую тройку. Такую оценку дали больше половины (58,8%) опрошенных журналистов. На четверку свободу слова в городе оценивают 29,4% журналистов, и двойку поставили 11,8% опрошенных. Крайне позитивную оценку – 5 и крайне негативную – 1 не поставил ни один журналист, выступивший экспертом в данном опросе.

Как говорит Елена Зеленина, корреспондент газеты «Время» (в настоящее время газета подконтрольна депутату Верховной Рады Александру Фельдману, Партия Регионов – Авт.), «начиная с 2000 года, цензура жестче, чем во времена советской компартийной бюрократии. Это связано с тем, что политика стала бизнесом, и политическая власть приносит реальные финансовые преференции и бонусы. Хозяева СМИ тщательно взвешивают, стоит ли «задираться» с таким-то и не приведет ли это к неадекватным финансовым потерям».

Состояние свободы слова в Харькове за последний год изменилось в худшую сторону. Такого мнения придерживается большинство опрошенных журналистов – 61,8%. Из них более трети (35,3%) опрошенных харьковских журналистов сказали, что состояние свободы слова существенно изменилось в худшую сторону, 26,5% – немного изменилось в худшую сторону. Почти каждый третий журналист (29,4%) говорит о том, что состояние свободы слова в Харькове за последний год практически не изменилось. Только 5,9% респондентов говорят о небольших позитивных изменениях в этом направлении».

Думаю, выводы были бы более тревожными, если бы опрос проводился уже после закрытия телеканалов, преследования журналистов – всего того, что произошло в Харькове за последние полтора года. Вот что буквально на днях мне сказала по телефону генеральный директор телеканала «Фора» Ирина Рубашко:

– Никакой свободы слова в Харькове нет. Подтверждение тому – рейдерский захват телеканала «Фора» при попустительстве органов правопорядка. На наши обращения во все возможные инстанции никто не реагирует. А разбирательства в харьковских судах преднамеренно затягиваются, и по моим ощущениям они могут длиться столько, сколько будет угодно местным властям. Мы неоднократно заявляли о том, что к закрытию оппозиционных СМИ в Харькове, преследованию неугодных журналистов имеет прямое отношение руководство горсовета. У нас есть на то веские основания. Но доказать в суде, что лично мэр Харькова Геннадий Кернес давал на сей счет указания мы не можем. Но факт остается фактом: в Харькове стараниями местной власти на сегодняшний день лишены эфира все телеканалы, в которых критиковалась деятельность местных властей и так называемые реформы горсовета в ЖКХ, здравоохранении, образовании, других жизненно важных сферах мегаполиса.

От журналистов требуется не объективность, а лояльность к «отцам города». Все уже давно поняли: хочешь иметь работу в Харькове по специальности, становись в очередь на поклон к фактическим владельцам харьковских СМИ из правящего лагеря областного и городского советов, харьковскому тандему «губернатор-мэр». Мы продолжаем бороться всеми законными методами: проводим публичные акции, обращаемся в правозащитные организации, стараемся привлечь внимание гражданского общества к беззаконию в Харькове. Нас в этой борьбе поддерживают и областная организация Союза журналистов Украины, и международное общественное формирование «Репортеры без границ», и оппозиционные политические силы – все, а не только, как утверждает местная власть, соратники опального ныне экс-губернатора Харьковской области Арсена Авакова. Кстати, самого Авакова без преувеличения многие журналисты считают коллегой. Он создал и успешно вел авторскую телевизионную программу «Акценты». Сегодня Аваков объявлен в международный розыск по сфабрикованному уголовному делу, канал А/ТВК закрыт, а против директора телеканала Елены Баранник организована травля в духе сталинской эпохи… (где конец цитаты?)

Я не во всем могу согласиться с Ириной Рубашко. Мне Арсен Аваков в роли телеведущего никогда не нравился. Не люблю самодеятельность. Каждый должен заниматься своим делом, тем к чему он профессионально подготовлен и базовым образованием, и практическим опытом. Но в том-то все и дело, что в Харькове, где все СМИ под контролем нескольких олигархов, журналистику мало кто из богатых людей всерьез считает профессией. В целом синдром 90-х годов еще очень заметен в харьковском бизнес-сообществе. Власть имущим необходимо цивилизоваться. Власть предержащим пора задуматься о природе перманентных социальных конфликтов – то с чернобыльцами, то с афганцами, то с учителями, то с врачами, то со студентами, то с писателями (известный украинский поэт и прозаик Сергей Жадан не раз жестко критиковал местную власть в открытых письмах губернатору Добкину), то с журналистами – по принципу: «Кто не с нами, тот против нас!»

И уж, совсем последнее дело – пенять на зеркало, что отражение не радует глаз…

Читаю единственное, пожалуй, уцелевшее в неравном бою с местными властями оппозиционное харьковское издание «Главное»:

«Травят нашего коллегу-журналиста Елену Баранник. Дома и на работе. Одну бумагу с призывом провести «общее собрание жильцов нашего дома» вешали в конце января на подъезде многоэтажки, в которой она живет – и судя по всему даже пытались провести собрание… Вторую от имени «Незалежної професійної спілки студентів» (Римарская, 18-а), раздавали в Академии культуры в пятницу. В обоих пасквилях одно и тоже: полив грязью, требование «осудить по-соседски», отстранить от преподавания в вузе…» – из публикации главного редактора харьковской газеты «Главное» Евгения Маслова.

Далее автор приводит такие факты: «Елена Баранник – директор канала А/ТВК. Того самого, который был отключен от эфира непонятно на каком основании. Напомню, с 28 июля 2011 года на 7 канале (владельцы – Кернес и жена Добкина) прекращено вещание АТН, с 14 сентября – прекращено вещание телеканалов ФОРА и А/ТВК. Кстати, это произошло ровно на следующий день после открытого обращения коллектива телекомпании АТН к президенту Украины Виктору Януковичу с просьбой вмешаться в ситуацию. Дальше происходило все, что угодно – рассмотрения на заседаниях «Міжвідомчої робочої групи з аналізу стану додержання законодавства про свободу слова та захист прав журналістів» при опять же президенте Украины Януковиче, бесконечных рассмотрениях ситуации в судах, прокуратурах и прочих инстанциях».

Как говорит сама Елена: «Мы вплотную приблизились к восстановлению вещания телеканала АТВК. Как уже сообщалось, против нас (это упрощенно) было подано 6 исков, мы их выиграли. Все козни, которые нам строили, а это и суды, и затягивание рассмотрения дел в судах, и требование кучи ненужных документов, заверенных нотариусом, и нежелание подписывать договор, и многое другое, мы практически преодолели, осталось совсем чуть-чуть…».

И вот, когда осталось чуть-чуть, и появились эти пресловутые пасквили.

В последнем номере рекламно-информационной газеты «Премьер» опубликовано несколько объявлений – что-то вроде «продам квартиру…», «нужны рабочие…» – в контактах указан номер мобильного телефона Елены Баранник. На момент написания этой заметки она получила 82 звонка от жаждущих купить жилье или хотя бы поработать».

Я позвонил Елене, попросил дать мне интервью для еженедельника «2000». Она – то ли спросила, то ли решила: «Это же общенациональная газета, редакция в Киеве, правду напечатают…» Мы поговорили. О многом и о многих. Давно не виделись. Было что обсудить – коллеги как-никак…

— Я обратилась с заявлением в городскую прокуратуру. Никакой реакции не последовало. Собираюсь в ближайшее время официально обратиться к прокурору области. У меня нет сомнений, что травля против меня организована определенными силами по причине моей профессиональной деятельности,- рассказала Елена Баранник и после короткой паузы добавила,- Провокации лично против меня не прекращаются. Приведу свежий факт. Я об этом никому из коллег еще не говорила. После моего обращения в городскую прокуратуру, какой-то молодой человек бандитского вида, словно из хроники девяностых годов, возник в офисе телекомпании А/ТВК с траурным венком в черных лентах. Он оставил венок у охранника и сказал, что это подарок для меня…

А что же другая сторона конфликта? Городской голова Геннадий Кернес не раз публично заявлял, что к закрытию телеканалов он не имеет отношения, и что это какой-то хозяйственный спор, а не политическое преследование…

Это тот случай, когда возникают извечные славянские вопросы: кто виноват, и что делать?

Медиа-эксперты предполагают, что харьковское отключение телеканалов, давление на журналистов может стать началом акции по максимально возможному ограничению свободы слова на всей территории Украины перед парламентскими выборами 2012 года…