«Советские» алмазы ушли с молотка

Государственное хранилище драгоценных металлов и камней (Гохран) во вторник выручило от продажи алмазов из Госфонда больше 26 миллионов долларов. Как сообщил «РГ» представитель ведомства Валерий Федосов, на аукционе было продано 525 камней общей массой 12 с лишним тысяч карат.

В прошлом году от продажи 986 штук Гохран получил почти 58 миллионов долларов. Покупатели, которые в кризис вынуждены были притормозить покупки, видимо, решили вознаградить себя. В нынешнем году спрос был немногим меньше. Из выставленных 556 алмазов продали 525 камней. Если где-то новая волна кризиса и ощущается, то нас, в части спроса на алмазы, она пока не коснулась, говорят в Гохране.

Алмазы специальных размеров — это камни, которые весят больше 10,8 карата. Особенность в том, что единой шкалы определения их стоимости не существует, поэтому они оцениваются в особом порядке. Эксперт Гохрана устанавливает свою цену, а эксперты фирм — участниц аукциона — свою. Если покупатель предлагает больше той суммы, которую для этого камня установил Гохран, алмаз продают. Если нет, он остается в хранилище. Интересно, что на аукцион в этом году выставили камни, большая часть которых лежала в «сокровищнице» еще с советских времен. По крайней мере, так утверждают в самом ведомстве.

Торги, которые проходят в Гохране, не похожи на традиционный аукцион. Специалисты, работающие в государственной «сокровищнице», замечают, что это скорее конкурс.

Камни демонстрируются в Гохране в течение месяца, чтобы покупатели имели возможность присмотреться к алмазам. Желающие затем подают заявки. В день «Икс» ведущий аукциона объявляет лоты, вскрывает конверты с названиями фирм-покупателей. Кто дал большую цену, тот и забирает камни.

Аукционы Гохрана проходят каждый год по давно отлаженной схеме. Но в этом году «правила игры» слегка изменились. «Раньше в каждом лоте было по несколько камней, а с этого года будет по одному, — рассказывал «РГ» начальник управления планирования и отпуска драгоценных металлов и камней Гохрана Вячеслав Иванов, когда дата проведения аукциона была только объявлена. — Дело в том, что наши покупатели постоянно жаловались, что из трех камней им, к примеру, приглянулся только один. Оставшиеся два в этом случае приходилось брать в нагрузку. Вот они и попросили внести корректировки. Мы решили пойти навстречу».

Станет ли вчерашний аукцион единственным в этом году или будут еще и другие — пока не ясно. По словам Вячеслава Иванова, в прошлом году Гохран хотел провести два, но уже по итогам одного получил столько денег, что перебрал все квоты, которые выделила Госдума. Хотя камней было реализовано меньше, чем предполагалось.

Заявки на аукционы Гохрана разрешается продавать только компаниям, зарегистрированным в России. Это, в основном, ограночные предприятия. Иностранцы на торги не допускаются. Но особо по этому поводу не страдают. Так как весь объем закупаемых у Гохрана камней все равно перепродается за границу.

Спрос на «вечные ценности» — алмазы и бриллианты (ограненные алмазы) во всем мире не только не ослабевает, но напротив — растет. Причем особый интерес к ним проявляют в Китае. По прогнозам экспертов, уже в ближайшие пять лет Поднебесная может стать мировым лидером по объемам приобретаемых драгоценных камней.

Российский Гохран помимо алмазов специальных размеров продает и обычные. Но в рамках других торгов. Это, к примеру, камни, которые поставляет главный отечественный алмазодобытчик — компания «АЛРОСА». «Во время кризиса Гохран фактически спас ее, скупив часть алмазов приблизительно на 32 миллиарда рублей», — напоминает аналитик «Инвесткафе» Павел Емельянцев.

По словам генерального директора экономико-правовой школы ФБК Сергея Пятенко, вполне логично, что теперь эти запасы начали потихоньку распродавать. «Сейчас ценовая конъюнктура алмазного рынка позволяет получить максимальную отдачу от продажи камней — смысла держать их — нет, — добавляет Емельянцев. — Тем более что реализация алмазов — один из источников дохода бюджета».

Аукционы алмазов Гохран проводит в том числе и для того, чтобы на вырученные деньги пополнять Госфонд более ликвидными ценностями. Например, золотом. «Мы с удовольствием покупали бы гораздо больше золота, чем сейчас, тем более что такую задачу перед нами ставит правительство, — отметил Вячеслав Иванов. — Но его не так просто купить. Мы, к примеру, можем давать аванс лишь в 30 процентов от стоимости покупки. И только сейчас. А наши конкуренты — банки — дают 50 процентов и еще в ноябре. Поэтому золотодобывающие компании работают с ними. Так что нам удается покупать три-четыре тонны в год. Это, конечно, сущая ерунда».

Если Гохрану запрещено продавать драгоценные камни напрямую за границу, то у отечественных алмазодобывающих компаний в этом плане — полная свобода действий. В прошлом году отправленные на экспорт алмазы, по оценкам экспертов, потянули на пять миллиардов долларов. Согласно официальным данным минфина, только за девять месяцев 2011 года России продала около 35,76 миллиона карат необработанных сырых алмазов. По сравнению с аналогичным периодом 2010 года объемы вывоза камней выросли на 17 процентов.

«Сейчас наша страна входит в тройку мировых лидеров по объемам добычи алмазов. Но в будущем ситуация может измениться, — констатировал в разговоре с корреспондентом «РГ» главный научный сотрудник Института геологии и минералогии Сибирского отделения Российской академии наук Валентин Афанасьев. — Самые крупные из существующих месторождений сейчас очень интенсивно разрабатываются. Добыча открытым способом там скоро может прекратиться. Это значит, что придется переходить на подземную отработку — шахты, что сделает эксплуатацию этих месторождений нерентабельной — при таком способе добыча алмазов снижается, а себестоимость наоборот растет».

Проблема со временем будет усугубляться. «Лет на 15 нам «легких» камней нам еще хватит, а потом придется разрабатывать трубки с низким содержанием алмазов, — рассуждает Афанасьев. — Трудозатраты увеличатся, стоимость добычи тоже вырастет, а отдача будет меньше в разы». Выход, по мнению эксперта, есть — надо открывать новые богатые месторождения. «У нас есть что искать, и где искать, но нужно полностью менять систему организации поисковых работ. Она у нас жутко архаичная и неуклюжая», — резюмировал он.

Акцент

Сейчас ценовая конъюнктура, сложившаяся на алмазном рынке, позволяет получить максимальную отдачу от продажи этих драгоценных камней.