Преподавание религиозной культуры в школе: время споров

С 1 сентября основы религиозных культур и светской этики будут преподаваться во всех школах

Министерство образования и науки отрапортовало о готовности к введению с нового учебного года абсолютно во всех российских школах учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики». Об этом сообщила директор департамента общего образования Минобрнауки Елена Низиенко. До этого преподавание данного курса происходило в рамках эксперимента, длившегося несколько лет, который власти признали успешным.

С 1 сентября 2012 года один из шести предметов нового учебного курса — основы православной, исламской, буддийской, иудейской культур, историю мировых религиозных культур или основы светской этики — по выбору родителей начнут изучать ученики четвертых классов. Правда, будут ли дети получать оценки за полученные знания, пока не ясно: решение вопроса отдано на усмотрение школ. Но вовсе отказаться от занятий ученики (вернее, их родители) уже не смогут: курс вошел в обязательную учебную программу, и за непосещение уроков ребенку грозит неаттестация.

В рамках проходившего ранее эксперимента курс основ религиозных культур и светской этики сначала преподавался по два часа в неделю в последней четверти четвертого класса и столько же — в первой четверти пятого класса. Потом школьники стали изучать предмет по часу в неделю в последнем полугодии четвертого класса и по часу в неделю в первом полугодии пятого. Теперь на изучение предмета отводится только четвертый год обучения, но зато весь целиком. И, судя по всему, это — тоже не окончательное решение: в дальнейшем объем курса планируется увеличить за счет его преподавания и в старших классах.

«По мнению педагогов-психологов, — пояснял ранее замминистра образования и науки Максим Дулинов, — возраст 10-11 лет наиболее благоприятен для усвоения детьми основ культурологического понимания такого явления, как религия. Что касается дальнейшего изучения курса духовно-нравственных основ, то в новых стандартах основной школы его планируется продолжить. Вопрос, как двигаться дальше, сейчас обсуждается. Понятно, что сюда должны быть органически вплетены история и литература, но, наверное, какое-то еще иное наполнение — либо учебными курсами, либо предметами». Но, в любом случае, осмысленная программа будет представлена на общественное обсуждение, заверил Дулинов.

И все же главная интрига, связанная с началом преподавания во всей России нового курса, заключалась в том, какому из шести модулей (предметов) курса отдадут предпочтения родители четвероклассников. Ведь из этой статистики предпочтений, по идее, должна была сложиться общая структура конфессиональной принадлежности граждан нашей страны. И здесь не обошлось без, скажем так, курьезов.

В Санкт-Петербурге, «культурной столице» России, например, преподавание для своих детей основ православной культуры выбрали всего 13% родителей, а вот в окружающей Питер Ленинградской области — 58%. Такой колоссальный разрыв сразу же заставил усомниться в корректности опросов, проведенных в школах среди родителей. Нетрудно было заподозрить, что школы ради того, чтобы упростить себе жизнь и не приглашать сразу шестерых учителей, каждый из которых специализируется на определенном предмете нового курса, попросту «единогласно» проголосовали за преподавание какого-либо одного модуля основ религиозной культуры и светской этики. Что, кстати, категорически запрещено: ведь индивидуальный выбор должен был сделать каждый из родителей.

В итоге в целом по стране сложилась следующая картина предпочтений (по итогам подсчета в 77 регионах РФ): 47% родителей выбрали основы светской этики, 28,7% — основы православной культуры, 20,3% — основы мировых религиозных культур, 5,6% — основы исламской культуры, 1,2% — основы буддийской культуры и 0,1% — основы иудейской культуры.

Ясно, что это — достаточно временный слепок конфессиональных (и атеистических тоже) предпочтений общества, и по мере развития процесса преподавания он будет меняться. Хотя уже сейчас низким рейтингом своих конфессий (а итоги опроса родителей можно трактовать именно таким образом) выразили неудовлетворение некоторые священнослужители. И они заговорили о том, что лучше, мол, вообще не делить основы религиозной культуры и светской этики на отдельные предметы, а преподавать его как единый, «объединяющий» всех учеников курс. Правда, эти же люди ни словом не обмолвились о том, какой «гремучий коктейль» в таком случае получится. Но заместителя председателя Совета муфтиев России Рушана Хазрата Аббясова это не смущает. «Изначально Совет муфтиев России стоял на той позиции, — заявил он газете «Взгляд», — чтобы этот предмет не был предметом, разделяющим на разные религиозные традиции, а, наоборот, был бы неким объединяющим».

Представителю мусульман вторит и один из авторов учебника «Основы иудейской культуры» — пресс-секретарь главного раввина России Берла Лазара Андрей Глоцер. «Мы считаем, что этой цели более соответствует не селективный подход к выбору курса, как это происходит сейчас, а преподавание единого общего предмета, который бы рассказывал обо всех существующих на территории России основных религиях», — заявил он изданию. «Мы понимаем, что при нынешнем положении вещей все дети не могут быть обеспечены преподавателями, — пояснил он. — Например, в Красноярском крае сложилась ситуация, когда 22 человека изъявили желание изучать основы иудейской культуры, но в результате из этого ничего не вышло. Школы на местах не могут предоставить несколько педагогов для ведения селективных курсов».

Русская православная церковь, в свою очередь, имеет свой взгляд на курс об основах религиозного воспитания. «Преподавание этого курса не является желанием Церкви, — пояснил газете представитель Московского патриархата Владимир Вигилянский. — Это есть ответ Церкви на те запросы, которые были в обществе. Еще в 1990-е гг. родители просили ввести такой курс в школе. Дело в том, что в нем говорится о фундаменте русской культуры. Кроме того, курс включает в себя основы этики». Священнослужитель отметил, что делать единый курс по религиям нет никакого смысла: «Все аргументы за введение подобного курса были высказаны. Считаю, что это — плохая идея. Зачем нужен брахманизм или индуизм православному мальчику или девочке, когда он не знает, в чем коллизия романа «Преступление и наказание» или какие претензии предъявляет Лев Толстой в «Воскресении»? Не нужно морочить детям головы, когда 70% населения считают себя православными. Обязательно должен быть выбор».