Pussy Riot в синагоге

Возмущенная православная общественность, требующая преступниц к ответу, постоянно публично задается вопросом: как бы отреагировали представители соответствующих религий, если бы девушки совершили нечто подобное не в церкви, а в мечети или в синагоге? Если вы просто наберете в любом поисковике слова «Pussy Riot», «мечеть» и «синагога», то получите огромное количество восклицаний подобного рода. Но, как ни странно, по крайней мере, для меня, нет ни одного ответа или хотя бы разъяснения на эту тему людей действительно в таких делах разбирающихся. Я решил исправить это упущение и обратиться конкретно по назначению. Правда, спрашивать что-либо у официальных представителей отечественных иудеев и мусульман мне уж совсем не показалось интересным, слишком долго живу с ними в одной стране и потому прекрасно знаю все их ответы, которые всегда находились и находятся строго в русле последних решений партии и правительства. Так что, я решил поступить не совсем патриотично и обратиться всё-таки к зарубежному опыту. Сразу должен признаться, что ответа ни от кого от духовных лидеров Ирана или Саудовской Аравии мне пока получить не удалось, если они откликнутся на этот мой призыв, или у кого-то из читателей есть возможность поспособствовать благому делу, я был бы только признателен. Но пока могу только доложить о проделанной работе в отношении иудеев. Я написал письмо Арье Кацину, одному из авторитетнейших раввинов США, основателю и бессменному ректору «Sinai Academy», автору многочисленных научных и публицистических работ по иудаизму, главному редактору газеты «Еврейский мир» и прочая, и прочая, остальные регалии можете самостоятельно посмотреть в Интернете, там он весьма широко представлен. Кроме всего прочего, в обращении именно к нему сыграло свою роль и то, что родился рав Кацин в СССР и, хоть уехал много более тридцати лет назад, еще до московской Олимпиады, русский язык не забыл, что дает возможность общаться с ним без переводчика и, соответственно, избежать каких-либо искажений мысли. Итак, я изначально написал следующее: «У нас в стране сейчас происходит следующая история. Несколько девочек из феминистской группы вошли в Храм Христа Спасителя и помолилась там в стиле «панк», с музыкой и основной темой «Богородица, Путина прогони». Девочки арестованы, им грозит до семи лет тюрьмы за кощунство, злостное хулиганство и оскорбление чувств верующих. Меня интересует профессиональная оценка – что было бы в США с подобными девочками, если бы они то же самое в отношении Обамы сделали в Нью-Йорке в синагоге?» И далее я привел несколько ссылок на материалы в Интернете, где описывалось и наглядно демонстрировалось страшное преступление группы Pussy Riot. Ответ раввина меня, честно говоря, сильно расстроил. Несколько его сокращаю, но, по сути, он сводился к следующему: «Вопрос находится вне моей компетенции раввина. Конечно же, каждый гражданин США, да в вообще любой человек, хоть турист, имеет право высказывать об Обаме все что он хочет, за исключение призывов к его убийству или незаконному свержению. Деталей происшедшего в России не знаю. Но если предположить, что девочки нарушили какие-то права хозяев церкви, вошли без разрешения, не подчинялись указаниям администрации, мешали проведению службы, это можно воспринять как хулиганство. В принципе, могут привести в полицейский участок и отпустить домой. Если они оказывали сопротивление полиции при аресте, то это может быть серьезнее. Детали и обстоятельства дела нужно обсуждать с юристом». Надеюсь, читатели уже поняли причину моего расстройства. Оказалось, что, несмотря на сохранившийся русский язык, все остальные реалии своей родины Арье забыл окончательно и мыслит исключительно как чистый американец, которой, вне зависимости от национальности и вероисповедания, прежде всего, интересуется, не нарушены ли чьи-нибудь права собственности, а затем советует немедленно по любому поводу обратиться к «лоеру». К тому же, мне показалось, что хитрые евреи просто хотят увильнуть от ответа на прямой вопрос и очередной раз изобразить нейтралитет совместно с дружбой народов. Но я тоже, знаете ли, не английский герцог. И от меня так просто не отделаешься. Решил попытаться всё-таки дожать раввина и отправил второе письмо: «Детали произошедшего очень просты, я прислал ссылки с фотографиями, в том числе, прошу обратить внимание на отмеченный мною текст дьякона Андрея Кураева. Но, кроме того, могу еще раз уточнить. Да, девочки вошли в храм, естественно без разрешения, я вообще не знаю, что бы где-то требовалось разрешение на вход в храм. Мгновенно расставили свою аппаратуру и в течение нескольких минут пели то, что они сами назвали «панк молитвой», но, будем говорить проще, песенку с припевом «Богородица, Путина прогони». Всё это действо, естественно, вне всяких традиций православия, начиная от наряда этих девочек, заканчивая манеру их исполнения. Да, и еще, возможно для вас это важно, то место, на котором они пели, традиционно не предназначено для того, чтобы там присутствовали женщины. Потом они быстро всё собрали, охрана начала их выводить, но они от нее тут же сбежали. Через пару дней двух из них нашли и арестовали, сейчас они сидят в тюрьме в ожидании суда, где им грозит 7 лет заключения. Меня принципиально интересует мнение именно раввина и верующего человека, а не юриста. И мнение по двум конкретным вопросам. 1. Если бы такое произошло в синагоге, как бы отреагировали сами верующие, избили бы девочек, задержали и сдали полиции, выгнали бы пинками, пытались поговорить, почувствовали бы себя смертельно оскорбленными, потребовали бы судебного разбирательства и уголовного наказания этим девочкам или отреагировали бы как-нибудь иначе? 2. С точки зрения именно раввина. Вот за такое поведение группы, скажем, молодых евреек, имеющих собственное представление о религии и выразивших неподобающим образом и в неподобающем святом месте свои политические воззрения, какого наказания с Вашей точки зрения они заслуживают? Светского, религиозного, какого угодно другого наказания. Подчеркиваю, не с точки зрения закона, а исключительно, по мнению раввина». Далее возникла пауза, я уж подумал, не обидел ли своей настойчивостью уважаемого человека. Но сегодня ночью, наконец, получил ответ, который привожу полностью, с сохранением авторской стилистик и прочих особенностей текста: «Постараюсь ответить по порядку. Во-первых, прочитал Ваш пост об этом, а также и ссылку на дьякона Кураева. Я, конечно же, ничего не знаю об этом человеке, и о его прежних высказываниях. Возможно, именно потому ничего особенного в его словах не вижу. Он предлагает их накормить — это хорошее начало, но потом, почему-то он пишет, что если бы это был его Храм, то он пригласил бы туда девочек для покаяния, то есть раскаяния в грехе. А в качестве прихожанина, пишет он, ущипнул бы их, по-отечески. Начал за здравие, а кончил за упокой. Этих девочек нужно не только кормить. Их нужно поощрять. Они нашли современную форму выражения себя в молитве. Кстати царь Давид, великий пророк и песнописец, слова которого положены в основу большинства еврейских и, думаю, христианских молитв, играл на арфе и скрипке, пел и танцевал — и это была его молитва. Девочек нужно приглашать выступать в Храме, чтобы они своих друзей и ровесников приводили. Всю эту историю нужно было бы использовать для укрепления духовности и связи поколений. Отвечая на следующий вопрос: о наказании речи быть не может! Я не понимаю, кто наказывает? Церковь? Но ведь этим они выставляют себя в дурном свете и отторгают людей от веры. Власть? Но ведь они не нарушили закона — уголовного кодекса. Во всяком случае, мне так кажется. Для того, чтобы власть преследовала этих девочек — потерпевшие должны жаловаться, требовать возмещения материального ущерба. А ущерба морального и нравственного я здесь не вижу. Если же речь идет о хулиганстве, то, как я уже писал, можно было бы обойтись разъяснительной беседой. У нас был прекрасный «поющий раввин» Шломо Карлибах, изумительные мелодии которого продолжают звучать по сегодняшний день, как на концертах, так и во время молитвы в синагогах во всем мире. Он был экспериментатором, и при этом ортодоксальным раввином, который не нарушал традиций и законов. Когда было можно по закону, он брал в руки гитару, да и в субботы и праздники заводил молодых людей своим голосом и танцем. У меня работала лет 20 назад молодая девушка секретаршей. Она рассказала мне, что родилась в католической семье. Услышав об этом раввине, пошла послушать его в его синагогу в Манхеттене, и с тех пор начала изучать иудаизм и стала соблюдающей законы Торы еврейкой. Уже работая у меня, она вышла замуж за молодого человека, религиозного еврея, который был ученым математиком. Этот рассказ, лишь иллюстрацию того, что музыку и инновацию в Храме нужно приветствовать». Конечно, на самом деле рав Арье Кацин не до конца, не полностью и не абсолютно точно ответил на мои вопросы и, при личном интервью, я, возможно, сумел бы выведать еще что-нибудь, но в переписке я решил более не настаивать на подробностях и просто знакомлю интересующихся с результатами своего любопытства.