За Pussy Riot могут ответить журналисты

Представители РПЦ просят генпрокурора Юрия Чайку наказать репортеров, однобоко освещающих скандальную акцию.

В воскресенье во всех православных храмах Москвы прозвучали призывы поставить подписи под обращением к генеральному прокурору России Юрию Чайке, где сообщается о возмущении верующих кощунственной акцией панк-группы Pussy Riot в храме Христа Спасителя 21 февраля.

Верующие требуют отреагировать на «продолжающееся беззаконие» со стороны организаторов акции. Православных возмущает, что ролики с видеозаписью «панк-молебна» до сих пор доступны в интернете, текст песни и фотографии акции распространяются в блоге панк-группы и в СМИ. Тем самым, по словам заявителей, «экстремистские действия в отношении православных верующих продолжаются».

«Просим Вас установить и привлечь к уголовной ответственности по ст. 282 УК РФ всех лиц, причастных к организации, проведению акции и распространению в СМИ и интернете материалов и информации о кощунственной акции с целью возбуждения религиозной ненависти и вражды, унижения человеческого достоинства по признаку отношения к религии», — говорится в письме на имя генпрокурора.

В настоящий момент арестованы три женщины, подозреваемые в участии в панк-молебне в храме Христа Спасителя: Надежда Толоконникова, Мария Алехина и Екатерина Самуцевич. Им предъявлено обвинение по статье 213 («Хулиганство»), предполагающей наказание до семи лет лишения свободы. Статья 282 УК РФ («Возбуждение ненависти либо вражды, в том числе по признакам отношения к религии»), в случае совершения правонарушения группой лиц, предполагает наказание в виде пяти лет лишения свободы.

— Не хочу комментировать мракобесие тех, кто подписывает эти письма. Я считаю, что под маской этих людей действует какая-то черная сотня, — сказала «Известиям» адвокат группы Pussy Riot Виолетта Волкова.

Ранее в блогах собирали подписи под письмом на имя патриарха Кирилла, где православная общественность, напротив, просила предстоятеля РПЦ «проявить христианское отношение к участницам группы Pussy Riot и ходатайствовать перед судом о закрытии этого уголовного дела». Под письмом подписались 5,739 тыс. человек, из них 1,955 тыс. человек — православные, 3,592 тыс. — неверующие или не указали свою религию. Подписи поставили также 23 православных священнослужителя.

Организатор сбора подписей за закрытие уголовного дела Лида Мониава сказала «Известиям», что письмо на имя генпрокурора Юрия Чайки было зачитано также и в храме Успения в Газетном переулке, куда она ходит на службы.

— Для меня это было шоком. Мы ожидали от патриарха милосердия, а получили вот такой ответ. Это наше письмо, вывернутое наизнанку, переиначенное наоборот. Я надеялась, что после выборов технологии «если на митинг оппозиции пришли десять тысяч человек, на митинг за Путина мы соберем сто тысяч» уйдут в прошлое, но оказалось, что в Церкви и в государстве действуют одни и те же схемы, — говорит Мониава.

Заместитель руководителя пресс-службы патриарха Кирилла диакон Александр Волков считает, что появление адресованного генпрокурору письма вызвано обеспокоенностью и огорчением полноты Русской церкви в связи с акцией в храме Христа Спасителя.

— Несомненно, что произошло оскорбление чувств верующих и по сути дела святотатство. Наказание несомненно необходимо, но вопрос о том, какого именно наказания Церковь может ожидать от правового государства, — сказал Волков «Известиям». — Мы настаиваем на том, чтобы это событие, в том числе действия журналистов, осветивших акцию однобоко, с учетом только мнения оскорбителей, но не оскорбленных, было расценено в рамках правового поля. Почему те или иные СМИ выслушали точку зрения только одной стороны конфликта? Без участия прессы эта акция не могла бы стать событием, не побоюсь этого слова, общенационального значения.

По словам Волкова, письмо, которое распространяется в храмах Москвы, можно считать откликом на либеральные и милостивые по отношению к участницам акции требования. «Существование разных позиций в демократическом обществе нормально. Любое обвинение в давлении со стороны Церкви на следственные органы беспочвенно, но Церковь высказывает свою позицию, более мягкую со стороны одной части верующих и более жесткую и бескомпромиссную со стороны большей части православных христиан», — сказал сотрудник патриаршей пресс-службы.

Помимо письма Лиды Мониавы ранее в интернете было опубликовано открытое письмо, в котором арестованных Марию Алехину и Надежду Толоконникову объявляли «узниками совести как преследуемых за выражение своих взглядов» и требовали немедленно освободить. Его подписали председатель Московской Хельсинкской группы Людмила Алексеева, исполнительный директор ООД «За права человека» Лев Пономарев и другие правозащитники.