«ZvukoZona» для психбольных

В Петербурге людей «с фобиями» лечат рок-музыкой

У психически больных Петербурга появился собственный рок-клуб! С его помощью медики собираются лечить неврозы, фобии, шизофрению и многие другие «отклонения», отличающие пациентов психоневрологических диспансеров от тех, кто посещает, например, обычные поликлиники.

Речь идет пока об отдельно взятом психдиспансере – №5 Красногвардейского района Северной столицы. Точнее, о его дневном стационаре, где курс многолетней реабилитации и социализации проходят те, кому врачи разрешают «жить со всеми», то есть, дома, а не в закрытом специализированном учреждении.

Без малого три года назад в стационаре, что расположился в неказистом здании на Новочеркасском проспекте, 8/1, работает искусствовед и дипломированный психотерапевт в одном лице Лилия Новикова. С её легкой руки и появилась в столь специфическом медицинском заведении музыкальная студия. Всех желающих Лилия Михайловна взялась обучать игре на различных инструментах – от баяна и пианино до гитары и ударных.

— Увлечь пациентов музыкой оказалось не самым сложным, — рассказала «СП» Л. Новикова. – Куда сложней было убедить в необходимости данной важной терапии руководство. Подобное ведь пока ещё не принято в подобного рода клиниках. Впрочем, главный врач нашего диспансера Лариса Серазетдинова сразу меня поняла, поддержала. Был сделан ремонт актового зала. Появилась в стационаре и вместительная репетиционная комната.

«СП»: — А сами больные как отнеслись к предложению заниматься музыкой? Что вообще это за люди, каких профессий, способностей?

— Все они – инвалиды по психическому заболеванию, не работают. Возраст от 20 до 40 лет. Но есть несколько человек и за 50 лет. Музыкой никто из них раньше не занимался. К моему предложению отнеслись с интересом. Каждого, кто откликнулся на предложение, а это два десятка человек, учила и учу играть на инструментах я сама. Конечно, терпение требуется для этого немалое. Но и отдачу получаю адекватную. Одна 55-летняя женщина, например, выбрала бас-гитару, увлеклась и готова теперь сидеть с ней, перебирая струны, чуть ли не сутками… Способности у всех разные. Не это главное. А то, что с помощью музыкальной терапии мы надеемся быстрей адаптировать этих людей к жизни в обществе.

«СП»: — Но музыка, известно, один из самых эмоциональных видов искусства. Может, как успокаивать, так и, наоборот, возбуждать. Рок, по-моему, относится как раз к «возбудителям». А вашим ученикам с проблемами психики, мне кажется, требуется как раз больше спокойствия, спокойствия, спокойствия!

— Вот тут и хитрость! Она состоит в том, что все накопившиеся у них эмоции, в том числе, негативные, наши пациенты смогут выплескивать на репетициях и концертах, а не на окружающих их в обычной жизни людей. Стрессом для них может быть даже сам выход на сцену, к публике. И это тоже хорошо, так как преодоление его – своего рода лечебная процедура.

Первый свой концерт новоиспеченные рок-исполнители дали на уходящей неделе. Скромное здание стационара, кажется, никогда ещё не видело такого наплыва посетителей в один конкретный день и час, причем, явившихся добровольно. Они заполнили актовый зал практически до отказа. На лицах большинства можно было уловить нечто вроде торжества: вы, мол, за кого нас держите? Да мы нормальнее всех в этом мире!

Для зрителей, как объяснили медики, этот концерт тоже стал «очень полезной терапией». И точно, едва зазвучали гитары, забил по барабанам ударник, как зал оживился, принялся в такт хлопать, стучать ногами. Рок — это ведь такое «заводное» дело!

На сцену в этом концерте решились, к слову, выйти не все. «Штатный» баянист клуба 50-летний Михаил Р. «забуксовал», зримо представив «картинку» своего явления с громоздким инструментом на всеобщее обозрение. И в последний момент предпочел остаться дома. Те же, кто пришел, выступил, долго потом ходили «под впечатлением». Как рассказал «СП» один из музыкантов питерской группы «Инквизиция», приглашенной организаторами выступить у них на открытии клуба «ZvukoZona», «психи – классные! Они ходили за нами по пятам, заглядывали нам чуть ли не в рот, пытаясь, видимо, понять секрет хорошей музыки, пения. И вообще оказались людьми благодарными. Будет возможность, ещё к ним приедем».

— Рок-музыка — это новое направление в реабилитационной деятельности нашего учреждения, — сделала акцент на оригинальности лечебной методики Лариса Серазетдинова, главный врач ПНД № 5. — Оно необходимо для того, чтобы психически больные люди смогли почувствовать себя полноправными членами общества, а не изгоями, каковыми их все считают. И были объединены общими интересами. У нас в дневном стационаре, кстати говоря, действует также театральная студия, хореографическая, художественная. Подумываем о литературной. Мы – за то, чтобы любой человек, даже если он не совсем здоров, мог проявить свои лучшие качества, найти, если хотите, себя в этой жизни.

Свою точку зрения на ноу-хау психомедиков высказал специально для «СП» директор популярной российской рок-группы ДДТ Александр Тимошенко.

— Что, действительно, психи играют рок? У нас в Петербурге? Молодцы! С этим направлением музыки я сам связан самым тесным образом с 1965 года. И смею вас уверить, оно может излечивать. Настоящий рок – это гармония. Особенно если речь идет о лирическом роке. Я знал немало исполнителей, которые, начиная в музыке, были людьми явно не очень здоровыми, хотя на учете в психдиспансере и не стояли. Так вот, они оказались очень талантливыми, впоследствии стали известными музыкантами, обрели популярность не только в нашей стране, но и за рубежом. И – вылечились от своих «психических закидонов». Фамилии, извините, назвать без их разрешения не могу. Но это точно не Юра Шевчук, у него с психикой всегда было всё нормально! Рок-музыка – это самовыражение, это отличный стимул для гармонизации всех сил и органов тела. В конце концов, с её помощью можно «выпустить пар». Накопившаяся энергия должна иметь выход. А у психически неполноценных, если выхода нет, скопление энергии, как я понимаю, может перейти в немотивированную агрессию. Так что пусть играют рок!

На самом верхнем снимке: искусствовед и дипломированный психотерапевт Лилия Новикова.