В России увеличились расходы на здравоохранение

Остаточный принцип финансирования, который долго довлел над нашей службой здоровья, похоже, начинает сдавать позиции. За четыре последних года расходы федерального бюджета на здравоохранение увеличились в два раза: с 202,8 миллиардов рублей до 413 миллиардов рублей. Доля ВВП выросла за эти годы с 3,1 процента до 3,7 процента.

Это не значит, что денег достаточно. Но, как говорится, процесс пошел и отразился на показателях здоровья россиян. Как? В чем преуспели? В чем отстаем? Анализ ситуации состоялся на расширенном заседании коллегии Минздравсоцразвития РФ в прошедшую пятницу. Коллегия проходила в Белом Доме. Открыл ее председатель правительства Владимир Путин. Это, если угодно, некий знак того, что охрана здоровья выходит в приоритеты. Аналитический доклад министра Татьяны Голиковой изобиловал цифрами. Прошлый год стал лучшим по показателям здоровья за последние 20 лет. Продолжительность жизни превысила 70 лет. Получен лучший за последние 19 лет результат по снижению смертности населения: умерло 1925 тысяч человек — на 106 тысяч меньше, чем в 2010 году. На коллегии выступали не только медики. И не только о медицинских проблемах говорили первый заместитель председателя Госдумы Александр Жуков, президент Российского союза промышленников и предпринимателей Александр Шохин, председатель Федерации независимых профсоюзов России Михаил Шмаков… И все-таки коллегия была с явным медицинским уклоном. Охрана здоровья вкупе с «социалкой» — самая чувствительная работа, потому что нужен новый облик социальных и медицинских учреждений, соответствующий мировым критериям, нужно создание доступной среды для каждого человека, независимо от его возраста, состояния здоровья.

Все непросто. И дело не только в деньгах. В Тамбовской области с 2001 по 2011 год в три раза выросло финансирование здравоохранения. Смертность от травм и отравлений за этот период уменьшилась на 41 процент. Заметно снизилась младенческая смертность. Бесплатно выдают молоко ученикам младших классов. Однако для стабилизации демографической ситуации, по мнению заместителя главы администрации Тамбовской области Николая Горденкова, нужна еще громадная работа.

Первый заместитель председателя правительства Воронежской области Владимир Попов рассказал о том, как реализуется у них программа модернизации здравоохранения. В прошлом году оборудования для лечебных учреждений было приобретено больше, чем планировалось. Значит… Значит, такое возможно? При одном непременном условии: повышенном внимании к охране здоровья. В перечне сети лечебно-оздоровительных учреждений этой области значатся 96 домохозяйств. В них жители отдаленных уголков могут получить необходимую информацию о том, куда с каким заболеванием обращаться, могут получить рецепт, записаться на прием к специалисту.

Совсем другой регион — Кемеровская область. Свое выступление начальник Департамента здравоохранения Валерий Цой посвятил тому, как сделать доступной медицинскую помощь в условиях дефицита медицинских кадров. Дефицит-то здесь громадный: не хватает почти 40 процентов медиков. Вот и колесят по области мини-больницы на колесах — поезда здоровья для отдаленных районов. И с детской близорукостью борются выездные бригады. Устроили «санатории на дому», которые «пасет» бригада специалистов, созданная на базе госпиталя ветеранов войн. В бригаде не только медики, но и социальные работники, и психологи. А как иначе? Средний-то возраст обитателей таких санаториев — 85 лет.

Кадры, которые , по определению, должны все решать, не торопятся в отдаленные районы. Это очень больной вопрос. Уповаем на то, что модернизация здравоохранения решит кадровую проблему? Не будет их дефицита ни в городе, ни в сельской местности? Ни в центре страны, ни в ее окраинах? Будет достаточно врачей для работы на «скорой» и в клинической лабораторной диагностике, и анестезиологов, и неонатологов, и психиатров? Мечты? Станут они былью? Для этого нужны иные зарплаты, иные бытовые условия. Нужно модернизировать систему подготовки врачей, о чем оговорил ректор Волгоградского медицинского университета академик РАМН Владимир Петров. Иными должны быть и те, кто трудиться в первичном звене службы, и те, кто в продвинутых клиниках, крупных федеральных центрах.

Во все времена врачевание немыслимо без связки науки и практики. Как уйти от болезней? Что могут, например, дать достижения хромосомной диагностики? Президент академии медицинских наук академик Иван Дедов говорил о важности генетических исследований, об их использовании в практическом здравоохранении. А еще о том, что необходим переход от стандартных протоколов лечения к персонализированной медицине.

Обидно, что международный авторитет российских ученых не велик, что их имена, их исследования мало цитируют в зарубежных изданиях. Что они отдают предпочтение практической деятельности, что мало тех. кто занимается фундаментальными исследованиями. Директор Питерского Федерального центра сердца, крови и эндокринологии имени Алмазова академик РАМН Евгений Шляхто убежден: необходима трансляционная медицина. Она верный путь от науки к практическому здравоохранению, к персонализированной медицине. А пока…Пока заключительной иллюстрацией к выступлению питерского ученого стали разведенные мосты северной столицы — как символ не изжитого дисбаланса, который образовался между проведением фундаментальных исследований и практикой врачевания.

Известно: о государстве принято судить по тому, как оно относится к детям, старикам, инвалидам. Вот провозгласили право пациента на выбор врача. Как им воспользоваться? Как узнать, к кому обратиться за помощью? Не простой для всех нас вопрос. Для инвалида тем более. убежден председатель Центрального правления Всероссийского общества инвалидов Александр Ломакин-Румянцев, Не везде, не всегда есть возможности лечения инвалидов, а о реабилитации, санаторно-курортном лечении, особенно инвалидов-колясочников и говорить не приходится. Социальная их защита оставляет желать, зато нарушение их прав сплошь и рядом.

Есть некий знак в том, что последнее выступление на коллегии было Ирины Просвиряковой заместителя министра труда, занятости и социальной защиты Республики Татарстан. Татарстан был избран пилотным регионом реализации программы «доступная среда». Сколько же при ее воплощении подводных камней. Нужны, например, не просто широкие двери, через которые пройдет коляска инвалида. Желательно, чтобы двери были раздвижными. Нужно предусмотреть места для собак-поводырей, нужны специальные подъемники. Труднее всего оказалась адаптация объектов культуры — большинство из них памятники архитектуры. Как их не повредить, и при этом сделать доступными для людей с ограниченными возможностями? А метрополитен? Все непросто еще и потому, что недостаточен уровень квалификации проектировщиков и строителей, не производится необходимое оборудование. И все-таки, в Татарстане сумели приблизиться к созданию доступной среды. Своим опытом они готовы делиться. Чтобы изменить отношение общества к инвалидам, изменить имидж страны.

Владимир Петров закончил свое выступление о модернизации медицинского и фармацевтического образования в РФ шуткой великого Мольера: «Медицина — одно из величайших заблуждений человечества». Зал ответил; аплодисментами. В них, по-моему, была готовность и далее служить этому заблуждению.