Питерская прокуратура о своем понимании свободы собраний

Городская прокуратура разъяснила вопрос ответственности за организацию и участие в несанкционированных митингах, шествиях и иных публичных мероприятиях. Такое официальное заявление было опубликовано на сайте надзорного ведомства.

Признавая гарантированное 31-ой статьей Конституцией России право граждан собираться мирно и проводить собрания, митинги, демонстрации, шествия и пикетирования, прокуратура указывает на порожденные этим право обязанности как организаторов и участников публичных мероприятий, так и государственных органов. «Предусмотренная законом административная и уголовная ответственность призвана охранять общественные отношения, которые складываются в ходе организации и проведения собраний, митингов, демонстраций, шествий или пикетирований», – констатируется в заявлении.

В качестве примера нарушения законности прокуратура приводит «несогласованные публичные акции», имевшие место как после состоявшихся в декабре минувшего года выборов в Госдума, так и голосования за главу государства. «Конечно, люди имеют право на публичное выражение своего мнения, – признают в надзорном органе. – Участникам акции согласовывалось проведение мероприятий в других местах, однако данные лица сознательно пошли на нарушение закона. Действия деструктивных сил нацелены на поиск новых сторонников, распространения сведений о проводимых незаконных акциях, а также на дезинформацию потенциальных участников о безнаказанности подобных протестных действий. Проведенный анализ позволяет сделать вывод о том, что в указанных акциях принимают участие граждане различных возрастных и социальных групп».

В тексте заявления неоднократно указывается на ответственность за участие в «несогласованных мероприятиях», но ни разу не говорится об обязанности желающих провести мирное собрание граждан получать какие-либо согласования или разъяснения. Конституция России и федеральное законодательство предусматривает уведомительный порядок организации митингов и демонстраций, однако чиновникам делегируется право предложить изменить место и время их проведения, что часто трактуется как необходимость получения согласования. Конституционный суд России уже не раз отмечал, что органы власти не вправе запрещать проведение публичных мероприятий, а могут лишь, представив веские доводы, предложить перенести его в другое, «адекватное его социально-политическому значению», место.

Из заявления прокуратуры также следует, что нарушение установленного порядка организации либо проведения публичного мероприятия влечет административную ответственность – штраф в сумме от 500 до 2000 рублей либо административного ареста на срок до 15 суток. Тогда как последняя мера наказания к организаторам даже незаконного мероприятия может применяться, только если он проходил в непосредственной близости от территории ядерной установки, радиационного источника, либо активные участники «создали угрозу безопасности населения и окружающей среды».

По данным Судебного департамента, только в первой половине минувшего года петербургские служители Фемиды признали виновными более двухсот граждан, уличенных в нарушение установленного порядка организации либо проведения собраний, митингов, шествий и т.п. Еще сотни петербуржцев, задержанные в ходе запрещенных властями публичных акций, привлекались к ответственности по другим статьям административного кодекса (хулиганство, неповиновение требованиям работников полиции и пр.).