Поступить в магистратуру: дано не каждому

«Проблемой-2014» является для российского образования вопрос: «что делать, когда будут выпускаться 600-700 тыс. бакалавров, подготовленных по новым ФГОС?» Ответ на этот вопрос пытались найти участники семинаров в гг. Пушкин (Санкт-Петербург), Москва, Курск, Ростове-на-Дону и Йошкар-Оле, состоявшихся с по 2 по 14 марта, представители разных слоев экспертного сообщества.

Ректора и проректора нескольких вузов из разных регионов России (от Твери и до Дальнего Востока), представители органов управления образованием, эксперты оценивали существующую ситуацию, сравнивали иностранный и российский опыт оценки качества подготовки бакалавров и механизмы поступления в магистратуру в рамках аналитического проекта, реализуемого НИ «ВШУ».

Проблема отбора в магистратуру фактически в условиях «всеобщего» бакалавриата была одной из наиболее актуальных тем для дискуссии, не считая, конечно, оценки качества подготовки самих бакалавров. Анализ мирового опыта свидетельствует о том, что не существует единой и уникальной методики зачисления выпускников бакалавриата в магистратуру.

В США, например, для поступления в магистратуру необходимо сдать стандартизированные тесты, набрав при этом достаточное количество баллов. Для обучения по программам по экономике, менеджменту — это тест GMAT, для поступления на другие факультеты — тест GRE. Американские тесты проводятся коммерческими аккредитованными организациями и являются платными (в России, напомним, это делать нельзя в силу требований законодательства о бесплатном образовании; другое дело – если человек провалил несколько попыток сдачи)

Однако, баллы, полученные за тесты GMAT и GRE, не являются единственным критерием отбора студентов, кроме баллов за тесты, при зачислении в магистратуру учитывается средний балл оценок бакалавриата, опыт работы, портфолио, а также рекомендательные письма и характеристики.

В странах Европейского Союза (несмотря на декларируемую приверженность идеям Болонского процесса) тоже уникальной методики нет: В каждой стране имеются самостоятельные подходы. Как правило, не проводятся вступительные испытания, а рассматривается пакет документов претендентов на обучение, включающий в т.ч. результаты различных тестирований, результаты промежуточного мониторинга обучения, результаты собеседования, результаты анализа портфолио бакалавра и т.п.

В Российских условиях – полная сумятица, в связи с тем что данный вопрос был отдан исключительно на самостоятельное усмотрение вузов. В престижных московских и ряде региональных университетов – существует довольно сложная, разветвленная система отбора с несколькими типами вступительных испытаний. А в некоторых вузах – все сводится к элементарному собеседованию. Однако практически во всех случаях условия поступления характеризуются неравенством возможностей, наличием «лазеек» и фактически привилегированным положением «своих» бакалавров по отношению к «чужим», желающим поступить в магистратуру из другого вуза и другого региона.

В таких условиях говорить о какой-либо справедливости при зачислении в магистратуру и об академической мобильности (залоге инновационного развития общества и экономики) не представляется возможным. Процветающее кумовство, деление студентов на «агнцев» и «козлищ» безотносительно к проявленным талантам в обучении – обуславливает и регрессивный отбор самих научно-педагогических кадров, когда на «тепленькие местечки» назначаются люди ближнего круга, но не обладающие соответствующими компетенциями и навыками.

И сами студенты, находись в условиях коррупциогенной среды, невольно впитывают те деструктивные стереотипы и модели поведения, транслируя их и далее во взрослую жизнь. Стоит ли удивляться, почему молодежь мечтает о профессиях, где возможны «распилы и откаты»?

Поставить существенные барьеры на пути деградационных процессов в высшей школе, внести в работу студентов и профессорско-преподавательского состава здоровый дух конкуренции и соревнования должны новые подходы к отбору в магистратуру, основанные на реальной оценке знаний и компетенций выпускников бакалавриата.

Большинство участников семинара согласилось с утверждением о том, что нельзя навязывать некую единую модель зачисления в магистратуру для всех вузов страны. Поскольку ни одна формализованная схема не в состоянии учесть ни региональной, ни отраслевой специфики высшего образования. Однако необходима формулировка и отражение в том числе на законодательном уровне общих принципов оценки качества подготовки бакалавра и приема в магистратуру.

Один из предложенных вариантов решения проблемы следующий: прием в магистратуру должен осуществляется по результатам интегральной оценки, которая включает в себя как минимум три основных элемента.

Внутренний компонент вуза, реализующего основную образовательную программу бакалавриата — это оценка текущей успеваемости и результаты итоговой государственной аттестации. Внешний экспертный компонент – федеральный экзамен бакалавров. Компонент вуза, реализующего основную образовательную программу магистратуры (собеседование, экзамен (творческий, внешний экзамен по иностранному языку), портфолио, оценка научных работ, результатов участия в конкурсах и олимпиадах и др.) Далее, соответственно каждый вуз, моделируя критерии приема на магистерские специальности, будет устанавливать некие минимальные пороговые требования для приема в магистратуру (например – по итогам федерального экзамена бакалавров) или устанавливать весовые коэффициенты между тремя различными компонентами.

Разумеется, подобная схема является достаточно абстрактной – уточнение всех ее моментов, доработка или создание альтернативного подхода потребует времени, апробации методик оценки и измерительных материалов.

Тем не менее, большинство представителей центральных российских вузов, принявших участие в семинарах, заинтересованных в качественном росте магистерского потенциала, выразили надежду на возможность внедрения подобных схем в разумные сроки в российских условиях.

Внедрение справедливых механизмов отбора в магистратуру позволит обеспечить доступ ко второму уровню высшего профессионального образования для наиболее подготовленных выпускников программ бакалавриата в соответствии с их способностями, индивидуальными склонностями и потребностями.

Будут обеспечиваться преемственность между программами высшего профессионального образования различного уровня и создаваться условия для студенческой мобильность за счет поступления выпускников программ бакалавриата на магистерские программы в крупных университетах.

Повысится открытость и прозрачность системы высшего профессионального образования, в том числе и за счет условия для хранения и использования информации об индивидуальных образовательных достижениях в интересах абитуриентов, студентов, образовательных учреждений, работодателей, аккредитующих организаций.