Либералам по душе «грязные танцы»

В российских СМИ разворачивается оголтелая кампания в защиту воинствующих богохульниц.

Реакция либеральной общественности на кощунственный перформанс, устроенный участницами группы Pussy Riot в храме Христа Спасителя, является лишним подтверждением давнего наблюдения о том, что демонстрируемое ею правозащитное рвение имеет исключительно выборочный характер и, по большому счету, сводится к отстаиванию права воинствующего меньшинства на девиантное поведение, даже если его реализация противоречит культурным ценностям и оскорбляет моральные чувства бесправного, как выясняется, большинства.

Напомним, что судебные органы продолжают разбирательство скандального инцидента, когда 21 февраля четыре участницы женской «панк-банды», самый невинный перевод названия которой звучит как «Пушистый мятеж», занялись в главном православном культовом сооружении «грязными танцами», сопровождавшимися обсценным «молебном» «Богородица, Путина прогони!». Двух предполагаемых участниц антиклерикального дебоша, Надежду Толоконникову и Марию Алехину, уже арестовали. Пока следователи пытаются установить личности их подельниц, Мосгорсуд принял решение оставить под стражей предполагаемых «мятежниц», которые упорно отрицают свою вину и явно не склонны к «деятельному раскаянию».

Как и следовало ожидать, богохульницы нашли много сочувствующих и симпатизантов среди представителей «творческой интеллигенции» и всякого рода записных либеральных «властителей дум», которые весьма креативно использовали данный информационный повод для того, чтобы устроить собственный медийный «перформанс». Возмущению поборников права личности на самовыражение без оглядки на Уголовный кодекс нет предела. Задержание агрессивных крамольниц трактуется ни много ни мало как «покушение на свободу слова», а их действия – не иначе как «творческое проявление» (правда, в рамках современного посмодернистского декаданса в таком качестве, в принципе, может рассматриваться и, пардон, поедание фекалий) или даже как «акцию современного искусства».

У правоохранительных органов, конечно, несколько другая точка зрения. Стражи закона из числа гособвинителей сочли, что осквернение культового сооружения все-таки «тянет» на ст. 213 УК «Хулиганство». Хотя, по здравому рассуждению, «девочки» явно «натанцевали» на «экстремизм» (ст. 282 УК РФ), ну или по меньшей мере на «оскорбление религиозных чувств граждан либо осквернение почитаемых ими предметов» (ч. 2 ст. 5.26 КоАП). Однако, видимо, не для того законодатели писали «русскую статью» для УК, по которой можно запросто загреметь в места не столь отдаленные всего лишь за публично озвученную речевку-призыв «Русский – значит трезвый!», чтобы карающий меч правосудия опускался на голову ниспровергателей моральных вековых устоев русской цивилизации. В частности, как сообщает «Газета.ру», известный кинокритик и культуролог Кирилл Разлогов посчитал акцию панк-группы «забавным экспериментом». Несмотря на очевидную аморальность «плясок на амвоне», в этом, как ни парадоксально, может содержаться элемент здравого смысла: в конце концов, импортные заформалиненные уродцы, размещенные позже в питерской Кунсткамере, в свое время тоже показались забавными основателю города на Неве. Однако г-н Разлогов не останавливается на более чем спорном тезисе и далее утверждает, что противостояние Pussy Riot и государства и церкви вообще является «логичной борьбой между традициями и современностью».

В свою очередь, по мнению филолога, редактора журнала «Новое литературное обозрение» (и, кроме всего прочего, сестры экс-кандидата в президенты РФ Михаила Прохорова) Ирины Прохоровой, через некоторое время варварская акция и вовсе будет восприниматься как поиски новой эстетики. «То, что казалось пощечиной общественному вкусу, часто становится уважаемой классикой», – подытоживает она. Не уточнив, сколько, по мнению наших либеральных гуру, осталось времени до того, когда, скажем, людоедство или публичная дефекация будут почитаться как «уважаемая классика» и морально-нравственный мейнстрим.

«Грязные танцы» Pussy Riot и странные ответные информационные «танцы» в исполнении либеральных деятелей в интервью KM.RU прокомментировал глава Отдела Московского патриархата по взаимоотношениям Церкви и общества протоиерей Всеволод Чаплин:

– На мой взгляд, очевидно, здесь имело место разжигание розни на религиозной почве между верующими и неверующими. Оскорблены религиозные чувства православных христиан, про которых в тексте песни было сказано, что они ползут на поклоны, а рядом с именем Бога употреблены бранные слова. Также были сделаны и другие, недопустимые с точки зрения верующих людей вещи. Более того, ролик, который распространяется в Интернете, по-моему, вполне может быть назван экстремистским материалом. Поэтому, как мне кажется, правоохранительные органы должны изучить все возможные нарушения законов, которые здесь имели место.

Вопрос же о строгости наказания находится в компетенции суда, и Церковь не оказывала и не будет оказывать давление на следствие или на суд. Тем не менее подавляющее большинство нашего духовенства и верующих считают это деяние преступлением, которое должно получить соответствующую правовую оценку. Ведь речь идет о нарушении закона, который запрещает осквернение почитаемых верующими предметов и чувств верующих. И этот закон не может нарушать никто – ни священник, ни журналист, ни организатор или участник т. н. «культурной акции».

Сама идея того, что искусство (или как бы искусство) может быть свободно от соблюдения закона, – это совершенно безумная идея. Это означает, что завтра кого-нибудь можно будет убить и сказать, что это – «перформанс», а в чьей-нибудь квартире устроить пожар, сказав, что это – невинная шалость. Да, в обществе присутствуют разные мировоззренческие группы. Для кого-то более важна земная жизнь человека, а для кого-то не менее важны святыни. И эти разные группы имеют право на то, чтобы их ценности в равной степени уважались государством. Между этими группами, конечно, всегда будут иметь место споры. Кто выиграет в этом споре, покажет история. Однако, как мне думается, сторонники максимального раскрепощения личности и «освобождения» от вечных ценностей (именно вечных, а не традиционных, потому что они связаны с вечным Богом!) обречены на историческое поражение… Впрочем, пусть нас рассудит история.

Однако споры не должны переходить в область неправовых, хамских и агрессивных действий. А люди, которые их совершают, должны быть благодарны, что они ограничиваются силой закона. Потому что если не будет действовать закон государства, а будет действовать «закон джунглей», – поверьте, за безопасность этих людей не поручится никто.