Мэра Черкасс заставили каяться перед народом

У нас так любят пугать «оранжевой революцией». Но вот — Украина, где «ужасы оранжизма» как-то незаметно закончились, а вот некоторые признаки демократии, то есть власти народа, задержались. И вот — наглядный пример. Может ли кто-то сегодня представить себе в России такой «украинский бунт» — осмысленный и даже очень осмысленный? А.Б.

В антимэрских протестах объединились транспортники, учителя, медики, работники культуры, «чернобыльцы», школьники и даже «экологи» — из-за недавно озвученных планов мэрии вырубить деревья на центральном бульваре

— На колени! — скандирует толпа вокруг черкасского мэра Сергея Одарича, которого вытащили из кабинета и принудили публично просить прощения у людей. Изворотливому мэру-неолибералу не привыкать — не в первый раз ему плюют в лицо, не в первый раз толпа протестующих проклинает его имя. Он привык. За 300% прибыли можно не только на многое пойти, но и многое стерпеть. Тем более, что буквально через полчаса Одарич вновь подтвердит свое мнение об «афганцах», которое и спровоцировало этот протест — он, мол, не считает их «защитниками независимой Украины», а стало быть, считает их недостойными финансирования из местного бюджета.

Вынуждая мэра извиниться за эти слова, «афганцы» гарантировали ему личную безопасность, заставив пройти через публичное унижение — своеобразное «кавдиево ярмо». Они сдерживали толпу, откуда выкрикивали нелестные эпитеты в адрес мэра — слово «паскуда», пожалуй, было из них самым мягким. Извинения Одарич принес — но тут же начал выкручивать их в обвинения в адрес «коммунистического режима», пославшего «афганцев»… и бла-бла-бла. Черкасский мэр даже попытался противопоставить «афганцам» патриотический образ «героев Крут» — которых, надо думать, никто в свое время не посылал спасать задницы членов Центральной Рады.

Одним словом, Одарич просил прощения не за себя, а за «тоталитарный режим».

«За себя проси» — раздается женский голос, и взревевшая толпа с криками «Ганьба!» дергается вперед, с явным намерением линчевать «паскуду». Однако, афганцы снова сдерживают ее, охраняя «пленного». В их намерения не входит самосуд — пусть и над «котом шкодливым», как не без явного удовольствия называют они холеного градоначальника, тыкая его мордой в сделанную лужу.

Руководству союзов «афганцев» и «чернобыльцев» нужно публично показать, кто «в городе хозяин» — и заодно получить кредит доверия горожан, который грех не заработать на такой ненавистной фигуре. Черкасский мэр — действительно очень удобная фигура для любой власти. Убежденный неолиберал, который проводит активную приватизацию городских земель и предприятий, чиновник, который позволяет себе грубые выпады против разных категорий населения, но при этом числится не в основных политических силах, а в мелкой «Партии вольных демократов». Он удобен, как громоотвод и как «мальчик для битья». Руками его команды можно проводить приватизацию — а после разгула народного недовольства мэрскую голову можно будет бросить толпе.

Так, вероятно, вскоре и произойдет. Счетами мэрской «команды профессионалов» активно интересуется прокуратура. Его голову требуют коммунисты — за снос памятника Ленину, который демонтировали ночью, по личному требованию Ющенко, в присутствии горстки ликующих нацистов (впоследствии суд признал снос памятника незаконным). Его голову требуют социалисты, против которых он возбудил дело за перекрытие площади во время недавних протестов — когда черкасского мэра, опять-таки, «оплевали и слегка потолкали». Его голову требует «Батькивщина» — за «тактическое предательство». Его голову, похоже, хотела бы видеть на блюдце к выборам и Партия Регионов. И даже неонаци из «Свободы» пытаются вскочить на подножку массового недовольства мэром, несмотря на весь показной патриотизм последнего.

«Оранжевые» помнят его «прогибы» под «голубых» — а те, в свою очередь, помнят, что Одарич изначально являлся ставленником «оранжевых». И все они чувствуют градус народного недовольства политикой мэра (проводившейся не без их собственного участия): приватизацией «лакомых» городских участков, выселением/закрытием больниц и школ, повышением цен на коммунальные услуги, уничтожением общественного транспорта, явным лоббированием собственных бизнес-структур. Проблема заключается в том, что, используя недовольство неолиберальной политикой Сергея Одарича, ведущие политические силы просто канализируют этот гнев, направляя против одной ненавистной народу фигуры — чтобы затем другой «зитц-председатель Фунт», получив кредит доверия, мог какое-то время продолжать эту же политику на его месте.

Вчерашний штурм «афганцами» черкасской мэрии нельзя назвать стихийным протестом — о нем было известно за три недели, с 23 февраля, когда Сергей Одарич имел неосторожность ляпнуть о неуважении к «афганцам». Это произошло при обсуждении вопроса о выделении 250 тысяч гривень на реконструкцию памятника воинам-интернационалистам. На том заседании черкасский мэр вначале попробовал вбить клин между ветеранами ВОВ и «афганцами», пытаясь поссорить их по вопросу о приоритетности финансирования. А затем попытался изобразить идеологическое неприятие афганских ветеранов — хотя сам когда-то тренировал в Эстонии саперов перед их отправкой в Афганистан. Только впоследствии, в конце перестройки, у будущего мэра внезапно «открылись глаза», превратив его в пламенного украинского патриота.

Руководство черкасских «афганцев» заранее пообещало принудить Одарича пересмотреть свою позицию — «уважать себя заставить». Пацаны сказали — пацаны сделали. 14 марта около тысячи «афганцев» съехались в Черкассы. Сломав турникеты мэрии, они ворвались в кабинеты и вытащили градоначальника к народу — «держать ответ за базар». А органы охраны правопорядка чудесным образом испарились, не препятствуя им поговорить по душам с «паскудой».

Конечно, приятно видеть, что определенные силы могут поставить на место чиновника-неолиберала — но, как говорится, здесь тоже существуют свои нюансы. Реконструкция мемориала памяти «воинов-интернационалистов» (столь неуважаемых мэром — в отличие от небольшой группы одураченной молодежи, которую кинули под Круты ради того, чтобы успеть добить рабочих «Арсенала») представляет собой строительство культового сооружения — церкви-часовни Московского патриархата. При том, что буквально в трехстах метрах уже стоит церковь другого, Киевского патриархата. Естественно, тут не обошлось без конфликта попов — ведь мэр Одарич обычно подрабатывает подсвечником в «патриотической» церкви, которой совсем не улыбается иметь под боком бизнес-конкурентов.

Тем не менее, пример «афганцев», которые оказались способны высадить двери и выволочь на улицу «шкодливого кота», не может не воодушевить все прочие группы недовольных граждан. Ведь в антимэрских протестах объединились транспортники, учителя, медики, работники культуры, «чернобыльцы», школьники и даже «экологи» — из-за недавно озвученных планов мэрии вырубить деревья на центральном бульваре. Таким образом, «афганцы» становятся народными героями — выразителями общего недовольства неолиберальной политикой, которую с особым рвением проводил Одарич. Избавление города от «паскуды» стало навязчивой идеей всех категорий населения — за исключением разве что представителей мэрской «команды профессионалов». Это следует и из резолюции вчерашнего митинга:

«Ми, учасники мітингу, представники черкаської громади, свідомі громадяни свого міста, звинувачуємо Черкаського міського голову Одарича С.О. в неповазі до городян і зокрема, воїнів-інтернаціоналістів, в умисній шкоді, заподіяній економіці міста та черкащанам і вимагаємо:

1. Публічного вибачення і добровільного зречення з посади міського голови.

2. Закликаємо депутатів Черкаської міської ради проявити патріотизм та відповідальність і вже завтра, 15 березня 2012 року, затвердити відставку Одарича С.О.

3. Прозвітувати за кожну гривню, виділену на ремонт доріг.

4. Негайно повернути тарифи та комунальні платежі на рівень 2008 року, про що є відповідні судові рішення.

5. Припинити будь-які спроби щодо спланованої приватизації «Черкаситеплокомуненерго», звільнити з керівних посад Павла Карася та всю його команду «прихватизаторів» і призначити на ці посади професіоналів з числа трудівників цього підприємства.

6. Якщо до 29 березня 2012 року наші вимоги не будуть задоволені, ми, воїни-інтернаціоналісти, чорнобильці та соціалісти Черкащини, продовжимо свою акцію недовіри до міського посадовця Одарича, але вона буде значно потужнішою, наші дії будуть рішучішими, і результатом її буде остаточне звільнення Черкас від групи злодіїв.

«Группу злодіїв», вероятно, уберут — под тем или иным предлогом. Об этом можно судить и по поведению покидающих корабль мэрии чиновников. Но будет ли это означать окончание неолиберальной политики в масштабах отдельно взятого города? Скорее всего, народу бросят к выборам голову еще одного непопулярного «воеводы». Но кандидаты на его место, вероятно, уже оценивают «бизнес-предложения» местных элит.

Однако, приятное ощущение от самой возможности выволочь «шкодливого кота» не пройдет даром для горожан. Его захочется ощутить вновь.