Быть ли экзамену для бакалавров?

Перспективы введения экзамена для выпускников бакалавриата достаточно очевидны в современной России, особенно с учетом предстоящих в 2014 году первых выпусков студентов, получающих образование по новым стандартам. Как оценить качество подготовки? Как осуществить справедливый отбор в магистратуру?

Часть российского медиа-сообщества сразу окрестила эту проблему расхожим термином «ЕГЭ для бакалавров». В то же самое время значительная часть экспертов в сфере образования предпочитает более конструктивные подходы, рассматривая связь с ЕГЭ не более чем как рабочую аналогию. На состоявшемся 13 марта межрегиональном семинаре в гостинице «Вега: Измайловская» под эгидой НИ «Высшая школа управления» были рассмотрены мнения представителей вузовской общественности по данному поводу.

В экспертном сообществе в настоящий момент получили распространение две теоретические модели оценки качества подготовки бакалавров, отражающие два принципиальных подхода к решению данной задачи. Все остальное – представляется возможными вариантами, комбинациями из этих двух подходов. Лично ч решил заказать реферат и курсовую за день тут https://xvostov.net и очень доволен

Модель первая, имеющая условная название «выпускной (всеобщий) экзамен бакалавра» (ВЭБ), спецификой которой является следующие позиции:

ВЭБ заменяет итоговую государственную аттестацию (ИГА), как правило, состоящую из Госэкзамена (нескольких экзаменов) и выпускной квалификационной работы (ВКР). Участие в ВЭБ строго обязательно для выпускника бакалавриата – в противном случае он не получит диплома и, соответственно, не имеет никаких шансов поступить в магистратуру или нормальную работу. ВЭБ состоит из экзаменационной и творческой части и проводится на основе единых требований, инструментария и процедур; ВЭБ проводится вне стен учреждения, подготовившего бакалавра на территории т.н. «базовых площадок» в режиме «онлайн» для экзаменационной части. ВЭБ охватывает профиль подготовки бакалавра полностью, является многовариантным и комплексным средством оценки. Преимуществами данной модели являются сопоставимость и конвертируемость результатов: по итогам ВЭБ выпускник бакалавриата получает сертификат с детальным описанием результатов прохождения экзамена. Этот документ служит основой для последующего поступления в магистратуру, а так же может использоваться при приеме на работу, в качестве презентации выпускника потенциальному работодателю.

При соблюдении всех процедурных условий и регламентов выпускник бакалавриата получает независимую объективизированную оценку своих знаний и компетенций, он находится в условиях равных стартовых возможностей при поступлении в магистратуру. Есть неплохие шансы поступить на магистерские программы ведущих вузов России, а в перспективе – и зарубежных вузов. Возрастает уровень академической мобильности, качество подготовки бакалавров.

Российское общество и экономика получает дополнительный механизм фильтрации от занятия ответственных должностей явно неспособными к тому лицами. Механизм не идеальный, обладающий с учетом своей формализованности рядом недостатков, но все же дающий определенную гарантию не допуска в профессию случайных и неподготовленных людей.

Однако у данной модели есть существенные риски и недостатки.

Во-первых, традиционная вузовская академическая автономность может испытать определенный прессинг со стороны формализованных процедур и подходов к проведению ВЭБ. Отчасти данный вопрос снимается за счет включения вузовского сообщества в апробацию моделей и организационных схем на раннем этапе и впоследствии – с участием в разработке и подготовке массивов заданий для экзамена бакалавров. С таким же успехом в апробации и формировании заданий могут принять участие работодатели и общественно-профессинальные объединения.

Во-вторых, на настоящий момент в России уже определено более 160 профилей подготовки бакалавров. Реализация данного варианта требует значительных вложений и серьезного обеспечения, сопоставимых по уровню с затратами на реализацию всей Федеральной целевой программы развития образования (создание инфраструктуры, научно-методического, программного обеспечения, детальной разработки диагностических средств для оценки всех существующих профилей бакалавриата, кадрового ресурса, который еще предстоит подготовить).

Отдельным вопросом является именно необходимость подготовки достаточного количества диагностических средств для каждого профиля, их вариантов. Число разрабатываемых уникальных заданий может доходить в данном случае до нескольких миллионов.

Модель вторая имеет условное название «федеральный экзамен бакалавра» (ФЭБ), ее отличительными чертами являются следующие позиции:

· Сдача ФЭБ – добровольна для выпускников, необходима только поступающим в магистратуру, результаты ФЭБ не влияют на получение/неполучение диплома бакалавра.

· Сохраняются традиционные формы итоговой государственной аттестации (Госэкзамен и ВКР), однако они становятся более прозрачным и защищенными от субъективных предпочтений за счет обязательной публикации текстов ВКР, рандомизированного отбора членов ГАК. Возможно, случайного выбора (за счет компьютерного генератора случайных чисел) номера экзаменационного билета.

· Оценка качества подготовки провозится и по результатам ИГА (внутренняя оценка), и ФЭБ (внешняя оценка), а зачисление в магистратуру осуществляется на основе учета всех данных и дополнительных испытаний, устанавливаемых вузом, ведущим основные образовательные программы магистратуры

· Технологически процедура сдачи ФЭБ может осуществляться, как и в первой модели, однако количество разрабатываемых заданий на порядок меньше в связи с тем, что они создаются, идет не для каждой косметентностной составляющей профиля бакалавриата, а по близким кластерам компетенций.

Даная модель имеет вполне очевидные преимущества – меньшее количество затрат на разработку измерительных материалов, сохранение существующих форм оценки, минимальная потребность в изменении действующего законодательства в сфере образования.

Недостатки, присущие этой модели так же являются вполне очевидными.

В данной ситуации велика доля внутренней оценки качества подготовки бакалавров (традиционные методы оценки результатов подготовки бакалавров – текущая успеваемость, выпускная квалификационная работа и госэкзамен). Этот риск может быть смягчен за счет рандомизированного выбора членов Государственной аттестационной комиссии.

Диагностические средства оценки, которые будут использованы на начальном этапе, не позволят в полной мере оценить готовность бакалавров к обучению в магистратуре по всем направлениям подготовки. Роль испытаний вуза, осуществляющего прием в магистратуру, будет по-прежнему весомой.

В рамках реализации данной модели необходимо найти такой баланс, долю ФЭБ в учете показателей качества подготовки бакалавра, чтобы обеспечить объективность оценки. Потому как если доля ФЭБ будет низкой – внедрение данной модели попросту потеряет смысл, а сама работа станет всего, лишь дополнительной нагрузкой на систему высшего образования в России.

Конкретные весовые коэффициенты, описание процедур внедрения, разработанные диагностические средства, программное обеспечение и методический инструментарий по их применению – результат достаточно долгой и кропотливой работы российских экспертов в сфере образования, которую предстоит осуществить в течение ближайших лет. Вместе с тем необходимо отметить, что общим итогом реализации новых форм оценки качества подготовки выпускников бакалавриата будет следующие позитивные изменения как для сферы образования, так и всего российского общества в целом:

1. Повышение качества подготовки бакалавров за счет создания независимой и объективной системы оценки.

2. Повышение академической мобильности студентов при поступлении в магистратуру, искоренение коррупционных практик, упрощение процедур поступления.

3. Создание равных возможностей и обеспечение доступа ко второму уровню высшего профессионального образования (магистратура) для наиболее подготовленных выпускников программ бакалавриата в соответствии с их способностями, индивидуальными склонностями и потребностями независимо от места получения ими бакалаврской степени.

4. Создание справедливой конкурентной среды и условий для объективного ранжирования образовательных программ подготовки бакалавров в вузах, объективной оценки качества работы вузов за счет степени соответствия результатов ИГА и ФЭБ.

5. Максимальное приближение правил и процедур приема в магистратуру к передовому международному опыту, создание условий для международной академической мобильности и экспорта образовательных услуг.

6. Учет интересов общества и экономики в запросе на подготовленных профессионалов и не допуске к ответственным должностям случайных лиц, не освоивших образовательную программу.