Грузия: мелкие крестьянские хозяйства стране не нужны

На селе в Грузии проживает более половины населения страны, однако созданное им изобилие не пропорционально этому показателю. По данным Национальной службы статистики Грузии, доля сельского хозяйства во всем внутреннем продукте составляет чуть больше 7%, пишет ИА Казах-Зерно.

Этого и других вопросов, связанных с сельским хозяйством, касается презентация, устроенная «Центром исследования экономической политики», «Обзор перспективы экономики Грузии 2011 года — годовой итог».

Напомним: правительство Грузии не раз давало обещание увеличить долю аграрной продукции в экономике страны. Об этом еще раз говорил президент страны в ходе выступления с годовым отчетом в парламенте.

«В минувшем году я обещал, что к 2015 году мы удвоим продукцию сельского хозяйства Грузии. По сегодняшним данным, сельскохозяйственный сектор уже возрос приблизительно на 35%», — заявил Михаил Саакашвили.

Тем временем эксперты экономики приводят отличающиеся от названных президентом цифр, по их информации, сельское хозяйство не увеличивается не то чтобы на 35%, а даже соответственно росту внутреннего валового продукта. По заявлению координатора «Центра исследования экономической политики» Нино Евгенидзе, 17-18% занятых в сельском хозяйстве людей получают доход менее одного доллара в день, а это указывает на то, что сельское хозяйство не играет никакой роли в направлении ВВП.

Правительство Грузии осуществляло разные проекты с целью поощрения сельского бизнеса. В том числе программу механизации, субсидирования сдачи винограда, программу кукурузы гибридного сорта. Несмотря на малые очевидные результаты, власти все равно продолжают вмешательство в бизнес сельского хозяйства.

«В течение ближайших трех недель мы купим 250 новых тракторов и 400 прицепных агрегатов. Поэтому до 1 июня текущего года все центры механизации, в итоге, будут оснащены 563 единицами тракторов, 50 единицами комбайнов, 22 единицами спецтехники и 1 470 единицами плуга и иной прицепной техникой трактора, и что главное, все это будет легко доступно для заинтересованных фермеров» — заявил президент. По его словам, шести центрам механизации будет присвоен статус «Центра урожайности» и в них любой фермер сможет получить консультацию и помощь, воспользоваться обслуживанием специальной лаборатории.

Президент «Центра исследования экономической политики» Каха Угулава видит перспективу развития сельского хозяйства в консолидации села.

«Эти мелкие хозяйства не смогут создать погоду, не смогут внедрить новые технологии. Новые технологии повсюду, начиная от земледелия и кончая животноводством, и следует их объединить, должны быть большие хозяйства, которые будут иметь возможность внедрить эти технологии. Иначе невообразимо, чтобы фермеры по одиночке смогли такую инвестицию, чтобы увеличить урожайность даже с одного гектара или производительность на душу животного», — говорит Угулава.

Укрупнение хозяйств и внедрение на селе новых технологий, увеличение продуктивности, исходя из практики других стран, требует меньше рабочих рук. Например, в Соединенных Штатах Америки для того, чтобы собрать урожай с 50 гектаров площади, фактически необходим физический труд всего одного фермера, а в Грузии проживающие на селе 700 тысячи семей владеют по одному гектару, то есть в сумме 7000 гектарами земли.

Эксперты экономики отмечают, что большая часть сельского населения Грузии должна быть занята в другой сфере, чтобы произвести укрупнение земель и увеличить результативность аграрного бизнеса. По словам экономиста Зураба Джапаридзе, для примера сгодится Япония, экономический подъем которой резко сократил как долю сельского хозяйства, так и количество занятых в сельском хозяйстве людей.

«В 50-х годах на сельское хозяйство приходилось 90% всей экономики Японии, сегодня этот показатель не составляет даже 1%. Как бы мы ни старались, и мы не минуем этого. Физически не сможем. Мы можем выбрасывать на ветер ресурсы. Не имеет значения, выдумаем мы программу кукурузы или что-то другое, на самом деле мы все равно ничем не сможем помочь», — говорит Джапаридзе. По его мнению, сельское хозяйство должно освободиться от политики, и должно иметь возможность естественного развития.