Антон Орехъ: подслушивать нехорошо?

Сейчас все становится политикой. Ужин, или в просторечии пьянка, превращается в политическое мероприятие. Рядовая сцена, когда за светским персонажами шпионят светские хроникеры с последующими разборками и взаимными матюками – превращается в борьбу за свободу прессы с одной стороны и борьбу против путинской власти с другой.

В живой дискуссии Собчак и Габрелянова мне особенно понравилась габреляновская фраза из открытого письма Колокольцеву: «Прошу в целях формирования гражданского общества и свободы СМИ разобраться в ситуации, опубликовав видеозапись с камер наблюдения в ресторане». У нас теперь гражданское общество будет формироваться камерами наблюдения в ресторанах. А я бы в целях формирования гражданского общества предложил пойти несколько дальше. Чтобы Собчак, Немцов, Яшин и другие оппозиционеры непременно приходили в рестораны с белыми ленточками – и граждане понимали, кто рядом с ними ест и что это не частная пьянка, а политическое мероприятие, имеющее общественную значимость.

В свою очередь, журналисты обязаны аккредитовываться в ресторанах на ужин и приходить туда в жилетах с надписью «ПРЕССА» и карточками на шее. Если бухают депутаты, то на столе непременно должна быть табличка с эмблемой фракции. Если квасят милиционеры – то бляха с номером должна быть видна каждому посетителю. Все эти нововведения позволят не только развить гражданское общество, но и отделить общественную жизнь от частной. Потому что в частную жизнь вмешиваться нельзя, а вот в общественную жизнь вмешиваться не просто можно – но и нужно.

Публичные фигуры должны понимать, что за ними следят повсюду, что желтая, да и всякая прочая пресса не пощадит их. А журналисты должны собирать и распространять в интересах общества любую значимую информацию, не нарушая при этом законов. Проблема состоит лишь нюансах. Например, мы с наслаждением прослушали прослушки Немцова, мы с восторгом посмотрели как Гудков и Рыжков кушали и ругались матом. Но бесстрашные борцы за гражданское общество из «Лайфньюс» до сих пор не порадовали нас прослушками депутатов «Единой России», Володина, Суркова или кого-то другого из этой компании. Они все что – не говорят по телефону? Или не ругаются матом? Или их разговоры не интересны широкой публике? Немцов подал в суд за публикацию этих разговоров и уже ясно, что ни фига из этого суда не получается. А вот когда газета «Московский корреспондент» опубликовала что-то про личную жизнь Путина, то вскоре издание просто закрылось. Хотя можно считать это лишь совпадением, конечно. Вот в этом штука. Поэтому в целях гражданского общества надо публиковать записи с любых камер в любом ресторане, а не каких-то отдельных случаях.