Россия: преступники получат упрощение от государства

Поправки в УК и УПК облегчат участь и им, и полицейским.

Законопроект о внесении поправок в Уголовный и Уголовно-процессуальный кодекс, который облегчит процедуру расследования преступлений, направлен на днях на рассмотрение в нижнюю палату российского парламента. Изменения касаются упрощения дознания по делам небольшой и средней тяжести. Кроме того, лица, совершившие незначительные преступления, но признавшие свою вину, отныне смогут рассчитывать на существенно меньшее наказание. «МК» оценил нововведения с «полицейской» колокольни.

Главные изменения в законопроекте касаются такой формы предварительного расследования, как дознание. Такой вид досудебного разбирательства проводится по преступлениям небольшой и средней тяжести, перечисленных в УПК. Законопроект вводит такое понятие, как дознание в сокращенной форме сроком 15 суток, с оговоркой в виде возможного продления до 5 суток. Особую процедуру вправе избрать человек, совершивший одно или несколько преступлений, отнесенных к компетенции дознания, после консультации и при участии защитника, если он признал свою вину и согласился с юридической трактовкой своих фокусов. Правда, для подобной формы расследования необходимо еще и согласие жертвы.

Захочет ли бандит согласиться на «ускоренное правосудие»? Однозначно да. Ведь при таком раскладе Фемида не сможет назначить подсудимому наказание свыше половины от максимально предусмотренного. К примеру, за кражу из супермаркета воришка при действующем УПК может уехать в места не столь отдаленные на 2 года, а в перспективе раскаявшемуся жулику смогут дать не больше года. В законе имеется оговорка — сокращенная форма неприменима, если стоит вопрос о вменяемости подследственного, он является несовершеннолетним, не владеет языком, на котором ведется расследование, или относится к «випам», упомянутым в УПК (адвокаты, прокуроры, судьи, депутаты, члены Совета Федерации и т.д.).

Вздохнут с облегчением и дознаватели. Новые поправки снимают с них обязанность назначать судебные экспертизы, если в деле уже имеются заключения доследственного исследования с ответом на принципиальные вопросы (например, справка об исследовании наркотика, изъятого у лица, где указан вес, наименование). Также процессуалисту разрешается не проводить допросы свидетелей, фигурирующих в материалах уголовного дела, если, например, они не несут в себе принципиально новых обстоятельств, способных повлиять на исход дела. Иными словами, если показания злодея и потерпевшего в общем совпадают, тоненькое дело о краже кошелька в трамвае с 2–3 допросами может отправиться в суд в течение нескольких дней после обращение в ОМВД. В законопроекте упрочено и положение пострадавшей стороны — дознаватель обязан признать лицо потерпевшим в течение 3 суток с момента возбуждения уголовного дела и избрания сокращенной формы. Если же пострадавший решит изменить свое лояльное отношение к жулику — он вправе подать ходатайство дознавателю или судье, после чего дело будет возвращено полиции и расследовано в полном объеме.

Важные поправки коснулись и самой процедуры предварительного расследования, независимо от формы его проведения. Если закон будет принят, то следователи и дознаватели смогут успеть сделать немало еще до возбуждения уголовного дела. Поправки дают карт-бланш правоохранителям на изъятие образцов для сравнительного исследования, истребование документов, предметов и их изъятие, назначение судебной экспертизы и получение заключения от эксперта, производство помимо осмотра места происшествия также осмотра трупа, предметов и документов и освидетельствование. Сейчас многое из этого возможно только после возбуждения уголовного дела. Иногда это приводит к замкнутому кругу, из которого не могут выбраться в первую очередь жертвы. Например, если человека избили или он пострадал в ДТП — для проведения экспертизы необходимо возбуждение уголовного дела, а для возбуждения уголовного дела необходимо заключение эксперта о степени тяжести вреда здоровью.

Одним из революционных новшеств, которые несут в себе поправки в УК и УПК, является частичное упразднение института понятых — напомним, совсем недавно это предложил Президент РФ Дмитрий Медведев. Согласно внесенным изменениям, обязательное присутствие незаинтересованных лиц сохранится только при обыске, личном обыске и предъявлении лица к опознанию. На смену живым «фиксаторам» должны прийти технические видеокамеры, фотоаппараты. Сдерживающей антикоррупционной мерой, которая, по замыслу законодателя, повлияет на добросовестность следователей, дознавателей, адвокатов и других процессуалистов, станет ужесточение наказания за фальсификацию доказательств — вместо максимального наказания в виде 3 лет лишения свободы планка будет поднята до 5.

Претерпит изменения и статья Уголовного кодекса о конфискации денежных сумм взамен имущества. По замыслу авторов закона, правоохранителям позволят изымать у преступников не только рубли и валюту, которые предусмотрительные злодеи обычно успевают спрятать, но и недвижимость, ценные бумаги, драгоценные металлы. Благодаря этому удастся более эффективно компенсировать урон пострадавшим и государству от действий преступников.